Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2001 N А26-1951/00-02-04/95 Суд неправомерно признал недействительным решение налоговой инспекции по осуществлению проверки за спорный период, поскольку установленное НК РФ правило о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки, налоговой инспекцией не нарушено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2001 года Дело N А26-1951/00-02-04/95

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Петренко А.Д., Ломакина С.А., при участии от закрытого акционерного общества “СовБОПтранс“ Цветкова А.Г. (доверенность от 05.02.2001), Сотникова Д.А. (доверенность от 11.01.2001), Шатковской С.И. (доверенность от 05.02.2001), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Дубинко Л.И. (доверенность от 16.02.2001 N 11-06/82), Поповой Л.А. (доверенность от 16.02.2001 N 11-06/83), Буга Н.Г. (доверенность от 11.01.2001 N 11-06/17), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.2000 по делу N А26-1951/00-02-04/95 (судьи Романова О.Я., Петровский А.В., Тимошенко А.С.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “СовБОПтранс“ (далее - ЗАО “СовБОПтранс“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 03.04.2000 N 7.3-133 о взыскании доначисленных налогов, пеней и привлечении ЗАО “СовБОПтранс“ к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Решением от 13.10.2000 (судьи Морозова Н.А., Курчакова В.М., Шатина Г.Г.) исковые требования частично удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2000 решение суда изменено. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 03.04.2000 N 7.3-133 в части “отказа в отнесении на себестоимость продукции 207333,7 рубля эксплуатационных расходов; 987,84 рубля - расходов по агентскому договору по счету от 03.06.98; 2352,04 рубля - по счету Центра Госсанэпиднадзора от 03.06.98 N 28; 2179,32 рубля - по счету Госсанэпиднадзора от 30.07.98 N 107339; 28691,8 рубля по счетам от 09.10.98 N 1894/2036 и от 30.11.98 N 2264/2191 за освидетельствование теплохода “Буревестник Революции“ и продление свидетельства по радиооборудованию теплохода “Балтийский-68“; в части занижения налога на добавленную стоимость за 1997 год - первое полугодие 1999 года на 1606122,1 рубля, а также в части признания недействительным решения налоговой инспекции по осуществлению проверки за четвертый квартал 1996 года и ее результатов, отраженных в решении; в части занижения налога на прибыль за 1997 год на 29633,7 рубля (затраты по налогу на приобретение автотранспортных средств); в суммах 124,6 рубля, 304 рубля и 265,5 рубля (затраты на топливо); в сумме 276,6 рубля (платежи по добровольному страхованию)
и в отношении соответствующих сумм доначисленного налога на прибыль, пеней и штрафных санкций, а также в отношении штрафных санкций по налогу на прибыль за первое полугодие 1999 года“. В остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, считая, что арбитражный суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции обоснованным и не подлежащим отмене, за исключением признания недействительным решения налоговой инспекции по осуществлению проверки за четвертый квартал 1996 года и ее результатов, отраженных в решении.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в период с 04.10.99 по 26.11.99 и с 06.12.99 по 09.12.99 провела выездную проверку соблюдения ЗАО “СовБОПтранс“ налогового законодательства за период с четвертого квартала 1996 года по первое полугодие 1999 года.

По результатам проверки составлен акт от 24.01.2000 N 7.3-50 и принято решение от 03.04.2000 N 7.3-133 о взыскании доначисленных налогов, пеней и привлечении ЗАО “СовБОПтранс“ к ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде взыскания штрафов.

Кассационная инстанция считает, что вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности осуществления налоговой инспекцией проверки налогоплательщика за четвертый квартал 1996 года является неправильным.

Действительно, согласно части 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Данная статья не регламентирует порядок и сроки проведения проверок налоговых органов текущего календарного года; ее цель - установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который
может быть охвачен проверкой.

В статье 14 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ определено, что для всех организаций календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Таким образом, в данном случае проверкой могут быть охвачены три календарных года, то есть 1996, 1997 и 1998 годы.

Кроме того, при рассмотрении настоящего спора следует учесть следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом, а это значит, что по итогам четвертого квартала (а следовательно - года) происходит определение фактически полученной за 1996 год прибыли.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

Следовательно, проверка представленных расчетов производится уже в 1997 году.

Таким образом, нарушения положений статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации со стороны налоговой инспекции нет.

Данный вывод относится как к налогу на прибыль, так и к налогам на пользователей автомобильных дорог, а также на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком правонарушений за четвертый квартал 1996 года на основании представленных в 1997 году расчетов не исследовались, правомерность привлечения налогоплательщика
к ответственности за этот период не проверялась, кассационная инстанция считает, что судебные акты в этой части подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

В остальной части обжалуемого постановления нарушений норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.

Судом апелляционной инстанции дана оценка всем доводам налоговой инспекции, изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, налоговая инспекция повторяет все то, на что ссылалась ранее, и это отражено в принятом судебном акте.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2000 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1951/00-02-04/95 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия от 03.04.2000 N 7.3-133 о взыскании доначисленных налогов, пеней и привлечении к ответственности за 1996 год за неуплату налогов на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

В этой части дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

ПЕТРЕНКО А.Д.

ЛОМАКИН С.А.