Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2000 N 3286 Суд неправомерно отказал в иске о признании недействительным постановления налоговой инспекции о доначислении налогов на имущество предприятий и на содержание жилищного фонда, так как не проверил правильность применения истцом налоговых льгот, установленных органами государственной власти и местного самоуправления, не исследовав, таким образом, правомерность решения налоговой инспекции о доначислении налогов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2000 года Дело N 3286
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В., при участии от ООО “Автотор-1“ Барановой Н.А. (доверенность от 20.06.2000), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Автотор-1“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2000 по делу N 3286 (судьи Конева В.В., Можегова Н.А., Мялкина А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью “Автотор-1“ (далее - ООО “Автотор-1“) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району Калининграда, правопреемником которой является Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району Калининграда (далее - налоговая инспекция), от 12.04.2000 N 50 о доначислении налогов на имущество и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Решением суда от 14.07.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО “Автотор-1“ просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить исковые требования, указывая на то, что льготы, предусмотренные постановлением Калининградской областной Думы от 15.08.96 N 67, следует применять с момента создания имущества.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить постановление суда без изменения.
В судебном заседании представитель ООО “Автотор-1“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения налогового законодательства ООО “Автотор-1“ за 1999 год. По результатам проверки вынесено постановление от 12.04.2000 N 50 о взыскании с ООО “Автотор-1“ доначисленных сумм налогов на имущество и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Налоговая инспекция в своем постановлении указала, что ООО “Автотор-1“ в 1999 году неправомерно применило льготы по налогам, предусмотренные постановлением областной Думы от 15.08.96 N 67 и решением городской Думы города Калининграда от 04.09.96 N 269.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и статьей 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика. Статьей 5 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Калининградской областной Думы от 15.08.96 N 67 (далее - постановление N 67) с изменениями, внесенными постановлением Калининградской областной Думы от 29.08.96 N 76, юридические лица, участвующие в реализации программы создания производства легковых автомобилей и веломототехники, освобождаются в течение первых двух лет от уплаты налога на имущество, созданное в процессе реализации программы становления и развития автосборочного производства, в последующие три года указанные предприятия уплачивают этот налог в размере 50 процентов от установленной ставки. Приложением к постановлению N 76 в перечень таких юридических лиц включено ООО “Автотор-1“. В соответствии с решением городской Думы города Калининграда от 04.09.96 N 269 “О предоставлении льгот по налогообложению предприятиям, участвующим в создании производства современной автомотовелотехники“ (далее - решение N 269) юридические лица, участвующие в реализации программы создания и развития производства автомотовелотехники, освобождаются от налога на имущество, созданное в процессе реализации программы, в части платежей в городской бюджет в течение первых трех лет работы, в последующие два года указанные предприятия уплачивают данный налог в размере 50 процентов от установленной ставки. Согласно приложению N 1 к этому решению ООО “Автотор-1“ отнесено к числу юридических лиц, участвующих в создании производства современной автомотовелотехники.
Таким образом, ООО “Автотор-1“ должно уплачивать суммы налога на имущество, распределяемые в бюджет Калининградской области и в бюджет города Калининграда, в равных долях. Каждый из этих субъектов предусмотрел льготы по уплате налога в части сумм, зачисляемых в соответствующий бюджет. Данные льготы предоставляются на разных условиях и в разные сроки: по уплате в городской бюджет предприятие освобождается от уплаты налога на имущество в течение первых трех лет работы, а в областной - в течение первых двух лет выпуска продукции.
Ни в материалах дела, ни в протоколах судебных заседаний, ни в судебных документах не отражена позиция налоговой инспекции по данному вопросу, нет и расшифровки доначисленной суммы налогов. Вывод суда о том, что льготу, предоставляемую по уплате налога в городской бюджет, следует исчислять с момента издания решения, противоречит тексту данного решения. Данных о том, когда истекают первые три года работы предприятия, в материалах дела также нет. При отсутствии таких данных суд не имеет возможности проверить правильность применения указанных льгот по различным бюджетам.
Кроме того, в постановлении налоговой инспекции указано, что доначисленная сумма налога на имущество должна зачисляться в республиканский бюджет, а не в бюджет субъектов Российской Федерации. Судом этот вопрос также не исследован.
Суд не исследовал и вопрос о правомерности доначисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, хотя ООО “Автотор-1“ заявлен иск о признании недействительным постановления налоговой инспекции в этой части.
Таким образом, решение и постановление суда необоснованны и подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2000 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2000 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3286 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
ПАСТУХОВА М.В.