Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2000 N А56-17990/00 Взыскание штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины с предпринимателя, осуществляющего безналичные расчеты по кредитным картам через электронный терминал, неправомерно, поскольку применение терминалов при осуществлении безналичных расчетов приравнивается к использованию ККМ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 года Дело N А56-17990/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Петренко А.Д., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Алябьевой Н.Г. (доверенность от 23.10.2000 N 04-05/13109), предпринимателя Сергеева В.П. и его представителя Комаровой Л.П. (доверенность от 16.03.2000), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2000 по делу N А56-17990/00 (судья Мельникова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Ф.И.О. по решению налоговой инспекции от 01.06.2000 N 01-25/6306/2180 штрафа в сумме 4174 руб. 50 коп. за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением от 18.09.2000 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Сергеев В.П. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства N 11681/ИТД-13, зарегистрирован распоряжением главы территориального управления Московского административного района Санкт-Петербурга от 19.05.99 N 714-р, фактически осуществляет розничную торговлю.
Налоговая инспекция провела проверку полноты и своевременности оприходования выручки, а также выполнения индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Сергеевым В.П. требований Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“. По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 05.05.2000 N 2180/25, в котором указано, что в магазине “Эконика“, принадлежащем Сергееву В.П. и расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 102, расчет с населением за товар по кредитным картам производится без применения контрольно-кассовой машины.
Решением налоговой инспекции от 01.06.2000 N 01-25/6306/2180 к ответчику за осуществление расчетов с населением при реализации товара по кредитным картам без применения контрольно-кассовой машины применены штрафные санкции в 50-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда - 4174 рубля 50 копеек.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон) денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установил, что в торговой точке, принадлежащей Сергееву В.П., реализация продукции производится, в том числе с осуществлением безналичных расчетов по кредитным картам через электронный терминал Jngeniko Elite 510Т, который передан предприятию в пользование Сбербанком России для проведения безналичных расчетов, после завершения операции покупателю выдается на руки чек терминала, содержащий все необходимые реквизиты, а после окончания рабочего дня терминал автоматически распечатывает отчет о совершенных операциях с банковскими картами, где указывается список операций и итоговая сумма за день.
Собственник терминала (Сбербанк России в лице его филиала) Jngeniko Elite 510Т, осуществляющий контроль за безналичными операциями, проходящими через данный терминал, подтвердил невозможность системного подключения терминала к контрольно-кассовой машине, так как терминал относится к типу самостоятельных устройств, предназначенных для совершения операций с банковскими картами. Использование терминала приравнивается к использованию контрольно-кассовой машины, в результате операции формируется фискальный чек, содержащий все необходимые реквизиты: наименование, адрес и телефон предприятия; ИНН предприятия; регистрационный номер терминала в Процессинговом центре Сбербанка России; сумма операции; дата и время совершения операции; порядковый номер фискального чека.
Положением Центрального банка Российской Федерации от 09.04.98 N 23-П “О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием“ (далее - Положение) установлены требования Банка России к правилам осуществления расчетов и порядок учета кредитными организациями операций, совершаемых с использованием банковских карт.
Согласно пункту 5.1 Положения при проведении операций с использованием банковских карт обязательно составление документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и (или) в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов, предусмотренных банковскими правилами и (или) договорами, заключенными между участниками расчетов.
Указанные документы составлялись ответчиком и выдавались при реализации товара. Квитанции электронного терминала содержат все необходимые реквизиты в соответствии с пунктом 5.2 Положения.
Факт составления в магазине ответчика вышеуказанных документов и выдачи квитанций электронного терминала (чеков) налоговой инспекцией не оспаривается.
Кроме того, кассационная инстанция считает, что решение налоговой инспекции о привлечении Сергеева В.П. к административной ответственности неправомерно по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик привлечен к административной ответственности за отсутствие “системной связи кассового терминала с контрольно-кассовой машиной“; конкретный факт реализации товара населению с расчетом по кредитным картам ни в акте проверки, ни в решении налоговой инспекции не зафиксирован.
В соответствии со статьей 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
В данном случае отсутствует конкретное противоправное, виновное действие - денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, за которое предусмотрена административная ответственность, то есть событие правонарушения.
Поэтому применение штрафных санкций налоговой инспекцией произведено необоснованно, а вывод суда основан на действующем законодательстве.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.09.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17990/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ПЕТРЕНКО А.Д.