Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2000 N 2905 Вывод судов о том, что Управление Судебного департамента не является правопреемником Управления юстиции и поэтому не должно нести ответственность по заключенным договорам на охрану судов общей юрисдикции, противоречит ГК РФ, поскольку перераспределение государственных полномочий среди органов государственной власти не затрагивает сферу гражданско-правовых отношений, в том числе вопросы правопреемства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2000 года Дело N 2905

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Нефедовой О.Ю., Чертилиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления юстиции Тверской области на решение от 24.09.99 (судья Головина Т.И.) и постановление апелляционной инстанции от 13.01.2000 (судьи Жукова В.В., Кольцова Т.В., Нофал Л.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 2905,

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны при Осташковском ГОВД (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению юстиции Тверской области (далее - Управление юстиции) и Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее -
Управление Судебного департамента) о взыскании 17025 руб. 03 коп. задолженности по оплате услуг охраны, оказанных в период с августа 1996 года по декабрь 1998 года.

Решением от 24.09.99 исковые требования удовлетворены за счет Управления юстиции. В иске к Управлению Судебного департамента отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2000 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление юстиции просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, удовлетворив исковые требования за счет Управления Судебного департамента, а в иске к Управлению юстиции отказать.

В обоснование своего требования податель жалобы указал, что при вынесении решения не учтено, что расходование федеральных средств осуществляется только в соответствии с их целевым назначением. Согласно Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1999 год“ от 22.02.99 N 36-ФЗ финансирование федеральных судов осуществляется через Судебный департамент по отдельному коду. В 1999 году федеральным бюджетом по коду Министерства юстиции средства на погашение долгов перед судами общей юрисдикции не предусматривались.

По мнению Управления юстиции, при вынесении решения суд неправомерно сослался на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в то время как передача финансирования судов общей юрисдикции через органы Судебного департамента относится к специальному законодательству. При этом податель жалобы указал, что согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении, гражданское законодательство не применяется.

Помимо вышеизложенного податель жалобы считает, что кредиторская и дебиторская задолженность Управления юстиции передана Управлению Судебного департамента в соответствии с положениями совместного приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24.09.98 N 132/52, в связи с чем надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу
и следовало признать Управление Судебного департамента.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Предметом настоящего иска является взыскание отделом задолженности по оплате оказанных услуг по охране здания народного суда г. Осташков.

Факт предоставления названных услуг и их стоимость подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации “О судоустройстве РСФСР“ от 08.07.81 организационное руководство судами осуществлялось Министерством юстиции РСФСР и его территориальными подразделениями. После вступления в силу Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ (статья 31) и Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“ (статьи 1, 2) организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и органы, входящие в его систему.

В соответствии с Федеральным законом “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“ под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (статья 1). Обеспечение судов общей юрисдикции охраной также является одним из мероприятий организационного обеспечения деятельности судов.

Получателем и распределителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования федеральных судов общей юрисдикции, до 1999 года являлось Министерство юстиции Российской Федерации, а с 1999 года - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Обязанности по финансированию судов за счет средств федерального бюджета на Судебный департамент возложены статьями 5 и 14 Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“.

Управление юстиции и Управление Судебного департамента выступают в рассматриваемом деле не как самостоятельные участники гражданского оборота, а от имени и по поручению Российской Федерации на основании пунктов 1
и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Управление юстиции, заключая договор с Управлением сельского хозяйства, действовало от имени Российской Федерации, поскольку помещения народного суда г. Осташков требуются Управлению юстиции не для осуществления своей деятельности как юридического лица, а для выполнения судом государственно-властных функций - осуществления правосудия, для чего требуется обеспечение необходимыми условиями по материально-техническому снабжению.

Изъятие рассматриваемых вопросов из компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и возложение их на Управление Судебного департамента является перераспределением государственных полномочий среди органов государственной власти.

Вывод судов о том, что Управление Судебного департамента не является правопреемником Управления юстиции и поэтому не должно нести ответственность по ранее заключенным договорам, также противоречит пунктам 1 и 3 статьи 125 и пункту 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку перераспределение государственных полномочий среди органов государственной власти не затрагивает сферу гражданско-правовых отношений, в том числе вопросы правопреемства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О финансировании судов Российской Федерации“ суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами. Пункт 1 статьи 5 Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“ устанавливает, что финансирование судов осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах взыскание задолженности за оказанные услуги по охране должно производиться за счет средств федерального бюджета, выделенных Управлению Судебного департамента, в связи с чем суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет обжалуемые судебные акты и принимает новое решение об удовлетворении исковых
требований за счет Управления Судебного департамента.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.09.99 и постановление апелляционной инстанции от 13.01.2000 Арбитражного суда Тверской области по делу N 2905 отменить.

Взыскать с Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Тверской области в пользу отдела вневедомственной охраны при Осташковском ГОВД 17025 руб. 03 коп. основного долга.

В иске к Управлению юстиции Тверской области отказать.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

НЕФЕДОВА О.Ю.

ЧЕРТИЛИНА З.А.