Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2000 N А44-762/99-С5 Суд на основании представленных ГосНИ доказательств установил, что ответчиком для целей налогообложения в проверяемый период не велся бухгалтерский учет в филиале и был запущен на предприятии. Следовательно, ГосНИ правомерно определила суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2000 года Дело N А44-762/99-С5

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Ломакина С.А., Зубаревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Интер-Моторс“ на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.12.99 по делу N А44-762/99-С5 (судья Ларина И.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Государственная налоговая инспекция по городу Новгороду (далее - ГосНИ) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Интер-Моторс“ (далее - ООО “Интер-Моторс“) финансовых санкций на основании решения от 08.02.99 N 02-02-14/9.

Решением от 21.05.99 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.07.99 решение отменено. С ООО “Интер-Моторс“
взысканы штраф за неприменение контрольно-кассовой машины (далее - ККМ), доначисленные налоги, штраф в размере 20 процентов от данных сумм и пени. В остальной части иска отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 27.09.99 постановление апелляционной инстанции отменено частично. В части взыскания штрафа за неприменение ККМ постановление оставлено в силе, в остальной части дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В дальнейшем ГосНИ уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика недоимки по налогам и пени (в связи с утратой права на бесспорное взыскание), штрафы - в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и в сумме 15000 рублей в соответствии с частью 3 статьи 120 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.12.99 иск частично удовлетворен. С ООО “Интер-Моторс“ взысканы в доходы соответствующих бюджетов недоимки по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, всего 50688 рублей 70 коп., пени в сумме 5398 рублей 10 коп., штрафы за неполную уплату налогов в сумме 10137 рублей 70 коп. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО “Интер-Моторс“ просит отменить решение суда в удовлетворенной части и отказать в иске полностью, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, налоговая инспекция просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителей, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция
считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в результате проведенной ГосНИ проверки соблюдения налогового законодательства ООО “Интер-Моторс“ за период 03.09.97 - 01.10.98 установлено отсутствие (запущенность) бухгалтерского учета для целей налогообложения.

По материалам проверки составлен акт от 02.02.99 N 01-02-14/9 и принято решение от 08.02.99 N 01-02-14/9 о применении ответственности в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в виде взыскания заниженной прибыли, штрафа в размере 100 процентов от суммы заниженной прибыли, штрафа за отсутствие ведения учета объекта обложения налогом на прибыль в размере 10 процентов от доначисленной суммы налога на прибыль, пеней за несвоевременное внесение в бюджет налога на прибыль; заниженных налогов на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, штрафов в размере 100 процентов от заниженных (сокрытых) налогов, пеней за несвоевременное их внесение в бюджет. Суммы налогов в связи с отсутствием (запущенностью) учета определены расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.

В акте проверки указано на отсутствие (запущенность) учета, а именно: в филиале ООО “Интер-Моторс“ и на предприятии не ведется бухгалтерский учет по филиалу - Крестецкой станции технического обслуживания автомобилей (далее - Крестецкая СТО), находящейся по адресу: Новгородская область, пос. Крестцы, ул. Валдайская, д.62; в бухгалтерском учете не учитываются автотранспорт, принятый от частных лиц для последующей комиссионной торговли, кредиторская задолженность перед ООО “Дюк-Метал К“ по арендной плате за пользование помещением; в главной книге записи сделаны карандашом; не проводится инвентаризация имущества и обязательств и не обеспечивается достоверность учета выручки по оказанным Крестецкой СТО
услугам. Крестецкая СТО в проверяемом периоде не имела кассового аппарата, и денежная выручка, получаемая за техническое обслуживание автомобилей, не учитывается в регистрах бухгалтерского учета; кассовая книга не ведется. Кроме того, ООО “Интер-Моторс“ и его филиал не состоят на налоговом учете в ГосНИ Крестецкого района, соответственно налоги в бюджет Крестецкого района не вносились.

Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей“ установлено, что налоговые органы имеют право в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.

Инструктивным письмом от 16.08.94 N 104 Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации установили, что выбор аналогичных предприятий в целях применения пункта 6 Указа осуществляется на основании критериев отраслевой принадлежности, конкретного вида деятельности, размера выручки, численности производственного персонала и т.д. При невозможности определения объема выручки на проверяемом предприятии расчет размера облагаемого дохода производится на основании показателя соотношения между размером облагаемого дохода и численностью производственного персонала на предприятии, занятом аналогичным видом деятельности.

На основании пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет.

Требования к бухгалтерскому учету определены Законом Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170
(действовало в проверяемый период), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 N 56, которыми предусмотрено ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами и правилами бухгалтерского учета. При этом предприятие обязано учитывать в бухгалтерском учете имущество других юридических лиц, находящееся у данной организации, товары, принятые на комиссию, проводить инвентаризацию, вести учет выручки в регистрах бухгалтерского учета, а также вести кассовую книгу.

Арбитражный суд на основании представленных ГосНИ доказательств установил, что ответчиком для целей налогообложения в проверяемый период не велся бухгалтерский учет в филиале и запущен на предприятии: первичные документы (приходно-кассовые ордера) составлены с нарушением пунктов 3, 13, 19 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40, ККМ не применялась; учет имущества филиала вообще не велся, записи в главной книге сделаны карандашом, выручка в регистрах бухгалтерского учета в полном объеме не отражалась.

Ответчик же не представил доказательства, опровергающие указанные выводы.

Таким образом, суд установил, что у ответчика запущен учет. Следовательно, в данном случае налоговая инспекция правомерно определила суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.

Определение налоговой инспекцией размера объектов налогообложения предприятия осуществлялось на основании данных по аналогичным налогоплательщикам, показателя соотношения между размером облагаемого дохода и численностью производственного персонала на предприятии, занятом аналогичным видом деятельности.

Правомерность применения данного метода расчета для определения размера объектов налогообложения ответчиком не оспорена. Расчеты произведены на основании Указа Президента и Инструктивного письма от 16.08.94 N 104.

Штрафы за совершенные правонарушения взысканы с ООО “Интер-Моторс“ в размерах,
приведенных в соответствие с нормами НК РФ.

Суд первой инстанции дал оценку всем доводам ответчика (в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, ответчик повторяет все то, на что ссылался ранее), и это отражено в принятом по делу судебном акте.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.12.99 по делу N А44-762/99-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО “Интер-Моторс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ЛОМАКИН С.А.