Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.1999 N А56-18089/99 Проценты, полученные муниципальным образованием от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств местного бюджета, относятся к неналоговым доходам бюджета, поэтому их нельзя считать полученными от предпринимательской деятельности и подлежащими обложению налогом на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 1999 года Дело N А56-18089/99

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Кочеровой Л.И., при участии в заседании представителя муниципального образования Гагаринское Шадской Е.В. (доверенность в деле), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.99 по делу N А56-18089/99 (судьи Асмыкович А.В., Жбанов В.Б., Рыбаков С.П.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальный совет муниципального образования Гагаринское (муниципальный округ N 45) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой
инспекции по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - ГНИ) от 26.05.99 N 02/1180.

Решением от 26.07.99 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ГНИ просит отменить решение, ссылаясь на следующее:

- к участию в процессе привлечен ненадлежащий истец;

- согласно пункту “а“ статьи 1 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ муниципальное образование N 45 в лице муниципального совета МО N 45 как бюджетная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, является налогоплательщиком, а его доходы (проценты) от размещения временно свободных средств в банках и кредитных организациях являются объектом налогообложения.

ГНИ о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако ее представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.

В судебном заседании представитель истца отклонил доводы жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, ГНИ провела проверку соблюдения налогового законодательства муниципальным образованием N 45 за период 1-е полугодие 1998 года - 1-й квартал 1999 года, о чем составлен акт от 29.04.99 N 02/1148. Постановлением ГНИ от 26.05.99 ГНИ взыскала с истца 61000 рублей налога на прибыль, 12200 рублей штрафа 20% по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и 2600 рублей пеней. Ответчик посчитал, что муниципальное образование N 45 в нарушение пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, пункта 14 раздела 4 Инструкции Государственной службы Российской Федерации от 20.08.98 N 48 не учитывало доходы от операций, связанных с размещением денежных средств
на текущих счетах в кредитных организациях, для целей налогообложения.

Кассационная коллегия считает необходимым отметить, что согласно действующему законодательству осуществление предприятиями, учреждениями и организациями операций с наличной валютой Российской Федерации ограничено, поэтому временно свободные средства бюджета муниципального образования N 45 находились на счете в Коммерческом экспортно-импортном банке. Согласно действующему законодательству и договору на расчетно-кассовое обслуживание банк ежемесячно начислял вознаграждение за использование остатков средств на текущем счете.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), осуществляющие предпринимательскую деятельность. Пунктом 4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.08.98 N 48 определено, что “бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов в порядке, установленном Минфином России, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации“. Указанная бюджетная классификация утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.01.98 N 1н. Из приложения N 2 к данному приказу следует, что проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (код 2010300), относятся к неналоговым доходам бюджета. На это обоснованно указал суд первой инстанции. Поэтому нельзя считать эти денежные средства полученными от предпринимательской деятельности и подлежащими обложению налогом на прибыль. Также нет правовых оснований для изъятия части неналогового дохода бюджета муниципального образования N 45 в доход бюджетов различных уровней в виде налога на прибыль.

Кассационная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что к участию в деле привлечен ненадлежащий истец. Как видно из искового заявления (лист дела 7), иск заявлен муниципальным советом муниципального образования Гагаринское (муниципальный округ N 45). Из
пункта 1 статьи 4 устава муниципального образования N 45 следует, что представительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании является муниципальный совет, который и определяет направления использования средств местного бюджета. Кроме того, согласно пункту 9 статьи 15 устава муниципальный совет имеет право предъявлять иски в арбитражный суд (лист дела 22).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.07.99 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18089/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

КОЧЕРОВА Л.И.