Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.1998 N А05-6531/97-454/11 Норма федерального закона, предусматривающая налоговую льготу, входит составной частью в систему налогового законодательства, поэтому подлежит применению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 1998 года Дело N А05-6531/97-454/11

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Зубаревой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Петренко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Приморскому району на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.01.98 по делу N А05-6531/97-454/11 (судья Тряпицына Е.В.),

УСТАНОВИЛ:

Управление государственной противопожарной службы УВД Архангельской области (далее - УГПС УВД Архангельской области) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Приморскому району о возврате 5592 рублей 08 копеек (с учетом деноминации) налога на землю за 1995 год и пеней за просрочку уплаты
налога, списанных ответчиком по инкассовым поручениям от 17.06.97 N 315 - 2017600 рублей, от 02.10.97 N 355 - 1100736 рублей, от 10.12.97 N 501 - 2473744 рубля (с учетом уточнения предмета иска в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 15.01.98 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Государственная налоговая инспекция по Приморскому району (далее - ГНИ) просит решение суда отменить, в иске УГПС УВД Архангельской области отказать, ссылаясь на то, что решение суда не соответствует постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 N 3255-1, согласно которому изменение режима налогообложения осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу. Поэтому ответчик полагает, что налогоплательщик имеет право на льготу по уплате налога на землю только в соответствии с Федеральным законом от 27.12.95 N 211-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О пожарной безопасности“.

ГНИ о времени и месте слушания дела извещена, однако в судебное заседание представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей налоговой инспекции.

От УГПС УВД Архангельской области в заседании суда присутствовала старший юрисконсульт юридической группы УГПС Зашихина Ю.Л. (документально полномочия в соответствии с требованиями статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены).

Законность принятого решения проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что согласно инкассовым поручениям ГНИ Приморского района от 17.06.97 N 315, от 02.10.97 N 355, от 10.12.97 N 501 с расчетного счета истца в безакцептном порядке произведено списание 5592 рубля 08 копеек (с
учетом деноминации), в том числе - 2017 рублей 60 копеек налога на землю и 3574 рублей 48 копеек пеней за 1995 год. Основанием для списания денежных средств послужило необоснованное, по мнению ГНИ, использование истцом налоговой льготы, предусмотренной статьей 29 Федерального закона “О пожарной безопасности“.

Арбитражный суд, удовлетворяя иск, исходил из того, что применение УГПС УВД Архангельской области налоговой льготы не противоречит налоговому законодательству.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налоговые льготы могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Согласно статье 29 Федерального закона “О пожарной безопасности“ органы управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

Норма, предусматривающая налоговую льготу, регулирует налоговые правоотношения и, следовательно, входит составной частью в систему налогового законодательства, поэтому применение ее не противоречит Закону Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Довод ответчика о том, что указанная налоговая льгота применима только после вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О пожарной безопасности“, то есть с 01.01.96, не соответствует законодательству.

Федеральный закон Российской Федерации “О пожарной безопасности“ вступил в силу со дня его официального опубликования - 26.12.94. Исключений из общего правила по поводу срока и условий введения в действие статьи 29 в данном Законе не содержится. Следовательно, она является правовой нормой прямого действия и применима к спорным отношениям.

Статья 41 этого же Закона
определяет только порядок приведения федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом, но не приостанавливает применение налоговой льготы.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы, что распространяется и на статью 29 Федерального закона “О пожарной безопасности“.

Таким образом, следует признать, что истец правомерно воспользовался содержащейся в действующем законодательстве налоговой льготой и у Госналогинспекции отсутствовали основания для взыскания налога на землю и пеней за просрочку уплаты налога в безакцептном порядке.

С учетом изложенного, и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.01.98 по делу N А05-6531/97-454/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Приморскому району - без удовлетворения.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

ПЕТРЕНКО А.Д.