Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 11.04.2000 N КГ-А40/1249-00 При удовлетворении иска, предъявленного к государственному органу или к органу местного самоуправления, объектом взыскания являются средства соответствующего бюджета, и только при их отсутствии объектом взыскания становится остальное имущество, составляющее казну.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 апреля 2000 г. Дело N КГ-А40/1249-00

(извлечение)

Открытое акционерное общество (ОАО) “Альфа-Банк“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Саратовской области в лице Правительства Саратовской области о взыскании задолженности по кредиту в сумме 1371011,25 долларов США и неустойки в сумме 131617,08 долларов США за несвоевременное погашение кредита, а всего исковые требования составили 1502628,33 долларов США со взысканием в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка России по состоянию на 07.10.99.

Третьим лицом в исковом заявлении привлечено Министерство финансов Саратовской области.

Исковые требования мотивированы тем, что
в соответствии с заключенным между истцом и ответчиком договором N 44114 от 26.11.98 и дополнительным соглашением к нему N 1 от 15.02.99 ответчику был предоставлен кредит в виде кредитной линии с предельной суммой в 13821029,11 долларов США, а также установлен график погашения задолженности; ответчиком обязательства по возврату кредита в установленный срок не исполнены.

До принятия решения истец заявил об увеличении размера требований и просил взыскать задолженность по кредиту и неустойку за несвоевременное погашение кредита в сумме 6736603,38 долларов США, из которых основной долг - 6321011,25 долларов США и 415592,13 долларов США неустойка, представив расчет по состоянию на 23.11.99 (л. д. 33 - 37).

Решением от 23.11.99 в иске отказано.

Отказ в иске мотивирован тем, что по условиям договора заемщику должен был быть открыт ссудный счет, денежные средства со ссудного счета должны были быть перечислены на счет заемщика, указанный в его поручении, однако ссудный счет Правительству Саратовской области не открывался, денежные средства были зачислены не на счет Правительства Саратовской области, а на счет Министерства финансов Саратовской области, с которого производилось погашение кредита.

На этом основании суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кредит Правительству Саратовской области не предоставлялся.

Кроме того, отказ в иске мотивирован тем, что истец обратился с иском до наступления срока возврата кредита, поскольку по графику дата погашения - 20.04.2000.

Ходатайство ответчика о привлечении Министерства финансов Саратовской области в качестве второго ответчика отклонено в связи с отсутствием согласия истца.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2000 решение от 23.11.99 отменено, с Саратовской области в лице Правительства Саратовской области в пользу ОАО “Альфа-Банк“ взыскано в рублевом эквиваленте
по курсу на день платежа 6321011,25 долларов США задолженности, 415592,13 долларов США неустойки, 83490 руб. расходов по госпошлине по иску и 41745 руб. расходов по госпошлине по жалобе.

При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что кредит был получен субъектом Российской Федерации - Саратовской областью, в лице Правительства Саратовской области; перечисление денежных средств было произведено мемориальным ордером N 28 от 30.11.98 на счет N 40909840090000005359 Министерства финансов Саратовской области, открытый в ОАО “Альфа-Банк“; Министерство финансов Саратовской области является органом исполнительной власти и осуществляет управление в сфере финансов и бюджета Саратовской области, распределяет денежные средства Саратовской области.

В связи с невозвратом кредита требования истца признаны обоснованными, при этом суд апелляционной инстанции установил, что требования о взыскании сумм кредита, срок погашения которых по графику не наступил, истцом не заявлены в настоящем иске.

В кассационной жалобе Правительство Саратовской области просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку постановление принято без учета требований ст. 819 ГК РФ; истец не доказал выдачу кредита Правительству Саратовской области; денежные средства должны были перечисляться на счет, указанный Правительством Саратовской области.

Заявитель также не согласен со взысканием с Правительства Саратовской области расходов по госпошлине.

В заседании кассационной инстанции заявитель привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.

Представитель истца возразил против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность, возражения изложены в отзыве.

Надлежаще извещенное о времени и месте слушания жалобы Министерство финансов Саратовской области отзыва и своего представителя не направило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, кассационная инстанция
не находит оснований к отмене постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что кредит был получен субъектом Российской Федерации - Саратовской областью - через уполномоченные органы и в соответствии с действующим законодательством, является правильным и основан на исследованных и оцененных доказательствах.

Как следует из материалов дела, заключению кредитного договора N 44114 предшествовало принятие Саратовской областной Думой Постановления N 20-595 от 18.11.98 “О мерах по реструктуризации задолженности Правительства Саратовской области“.

Этим Постановлением было разрешено Правительству Саратовской области заключить с ОАО “Альфа-Банк“ договор на получение беспроцентного кредита в сумме 25 млн. долларов США и погашением, начиная с марта 1999 и до 20 апреля 2000 года, а также поручено при формировании областного бюджета на 1999 - 2000 гг. предусмотреть расходы на погашение кредита.

Таким образом, договор N 44114 от 26.11.98 заключен Правительством Саратовской области от имени Саратовской области по специальному поручению.

В соответствии с Законом Саратовской области “О Правительстве Саратовской области“ Министерство финансов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, входящим в структуру Правительства Саратовской области.

Судом установлено, что денежные средства в размере 13821029,11 долларов США были зачислены на счет Министерства финансов Саратовской области в ОАО “Альфа-Банк“ мемориальным ордером N 28 от 30.11.98.

Давая пояснения в суде кассационной инстанции, представитель Правительства Саратовской области подтвердил, что денежные средства были получены и использованы для покупки векселей ОАО “Сиданко“, как было предусмотрено кредитным договором.

Министерство финансов Саратовской области, являясь органом исполнительной власти Саратовской области, входящим в структуру Правительства Саратовской области, осуществляет управление в сфере финансов и бюджета Саратовской области, а кредитные ресурсы согласно Постановлению Саратовской областной Думы N
20-595 от 18.11.98 привлекались для обеспечения финансирования расходов областного бюджета в 1998 году.

В связи с этим необоснованными являются доводы жалобы о том, что кредит не предоставлялся Правительству Саратовской области.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 по долгам субъектов, указанных в главе 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектом взыскания являются средства соответствующего бюджета, и только при их отсутствии объектом взыскания становится остальное имущество, составляющее казну.

С учетом изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что постановление принято при правильном применении норм материального права.

Не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о том, что апелляционная инстанция неправомерно взыскала с Правительства Саратовской области госпошлину.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О государственной пошлине“ органы государственной власти, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, однако в данном случае речь идет не об освобождении от уплаты госпошлины, а о возмещении истцу уже уплаченных расходов по госпошлине.

В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно взыскал с Саратовской области в лице Правительства Саратовской области те расходы по госпошлине, которые истец понес по иску и апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 10.02.2000 по делу N А40-43597/99-29-439 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения постановления апелляционной инстанции от 10.02.2000 по указанному делу, введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.03.2000 за N КГ-А40/1249-00.