Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 06.10.1999 N КА-А40/3283-99 Образовательные учреждения, независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 октября 1999 г. Дело N КА-А40/3283-99

(извлечение)

Негосударственное образовательное учреждение Школа “Лицей “Троице - Лыково“ (далее - Школа) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным решения N 46/3 от 29.04.99 Государственной налоговой инспекции N 34 СЗАО г. Москвы в части взыскания с истца суммы заниженного налога на пользователей автомобильных дорог и соответствующих пени и штрафных санкций.

Решением от 08.07.99 Арбитражный суд г. Москвы, со ссылкой на ст. 23 Налогового кодекса РФ, ст. 15 Конституции РФ и Закон РФ “Об образовании“, исковые
требования Школы удовлетворил по мотиву освобождения истца как образовательного учреждения от уплаты всех видов налогов.

Законность решения и постановления арбитражного суда проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ответчика, в которой последний, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит судебный акт отменить, в иске отказать.

Изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ “Об образовании“, образовательные учреждения, независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является некоммерческой организацией, основной уставной деятельностью является образовательная, в связи с чем Школа в силу п. 3 ст. 40 вышеназванного Закона правомерно воспользовалась предоставленной налоговой льготой.

ГНИ N 34 считает, что положение п. 3 ст. 40 Закона “Об образовании“ противоречит ст. 23 Закона РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР“, Постановлению Верховного Совета РФ “О некоторых вопросах налогового законодательства“, статьям 10 и 11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, согласно которым норма об установлении налоговой льготы может содержаться только в законодательном акте, принятом с целью регулирования налоговых отношений. Поскольку Закон РФ “Об образовании“ к таким нормативным актам не относится, он не может содержать нормы налогового законодательства.

Право истца пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, предусмотренном законодательными актами, закреплено в ст. 12 Закона
РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, в редакции, действовавшей в спорный период. При этом из указанной нормы не следует, что предоставление налогоплательщикам налоговых льгот должно быть предусмотрено в законодательных актах Российской Федерации по конкретным налогам.

Кроме того, в силу ст. 4 Конституции РФ, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, что означает обязательность их соблюдения всеми гражданами, исполнения и применения всеми государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, негосударственными организациями и объединениями.

Неисполнение налоговым органом нормы права, закрепленной в федеральном законе, противоречит Конституции РФ и нарушает права налогоплательщика, который не должен нести ответственность из-за неопределенности (неясности) правового содержания или возможного двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налогов или предоставляющих ему налоговые льготы.

Разъяснение неясностей или противоречий между законодательными актами Российской Федерации, а тем более совершение каких-либо действий по их устранению, не входит в компетенцию налоговых органов.

Поскольку Федеральный закон “Об образовании“ содержит нормы, связанные с налогообложением, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что норма, предусматривающая налоговую льготу, регулирует налоговые правоотношения и, следовательно, является составной частью законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

При таких обстоятельствах решение суда о признании недействительным решения ГНИ N 34 в части взыскания суммы заниженного налога, пени и штрафных санкций следует признать законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его изменения или отмены не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 175,
177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.99 г. по делу N А40-19993/99-107-5 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.