Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 29.09.1999 N КА-А40/3161-99 Суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании таможенных платежей, т.к. у таможенного органа нет оснований для взыскания таможенных платежей, которые были уплачены ответчиком в установленном порядке с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 29 сентября 1999 г. Дело N КА-А40/3161-99

(извлечение)

Иск заявлен Тамбовской таможней о взыскании с Акционерного общества “Русский сахар“ неуплаченных таможенных платежей.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 июня 1999 г. исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 6 августа 1999 г. решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Податель кассационной жалобы, ответчик по делу, просит отменить судебные акты по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Законность и обоснованность решения и постановления арбитражного суда проверены в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ответчик в соответствии с заключенными контрактами
от 06.05.96 и от 27.05.96 поставил в адрес Акционерного общества “Кристал“, находящегося в Тамбовской области, сахар - белый.

На указанный товар ответчик имел сертификаты происхождения товара формы СТ-1, где страной происхождения сахара - белого указана Украина. Спорный товар прошел таможенное оформление с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

В материалах дела имеются подлинные сертификаты о происхождении товара, датированные июлем 1996 года (том 1, л. д. 96 - 105) и подлинные грузовые таможенные декларации со штампом Тамбовской таможни от июля 1996 г. “выпуск разрешен“ (том 1, л. д. 91 - 95).

Торгово - промышленная палата Украины подтвердила правомерность выдачи сертификатов о происхождении товара по форме СТ-1 на сахар - белый, произведенный из сахара - сырца, ввезенного на территорию Украины из третьих стран.

Арбитражный суд г. Москвы при удовлетворении исковых требований Тамбовской таможни о взыскании неуплаченных таможенных платежей исходил из того, что ответчик не имел льгот по уплате таможенных платежей, так как Украина не является страной происхождения товара. Свои доводы суд мотивирует ссылкой на пункты 4 и 5 Правил определения страны происхождения товаров, в частности, указанием на тот факт, что при спорных поставках не произошло изменение первых четырех знаков классификационного кода. Так, сахар - сырец, ввезенный на территорию Украины, имеет код “1701-11-100“, а сахар - белый, поставленный в Тамбовскую область, имеет код “1701-99-100“, то есть первые четыре знака не изменялись.

Кассационная инстанция, оценив доводы двух судебных актов, материалы дела и доводы кассационной жалобы, полагает, что судебные акты подлежат отмене, а в иске должно быть отказано по следующим обстоятельствам.

Ответчик, применяя льготы по уплате таможенных платежей в отношении поставок
1996 года, исходил из наличия у него сертификатов с указанием страны происхождения товара. Сертификаты не отозваны и не аннулированы. Органы таможни дали согласие на вывоз, поставив в июле 1996 г. свой штамп “выпуск разрешен“.

При таможенном оформлении товара ответчик имел право на предоставление льготы по уплате таможенных платежей. Из имеющихся в деле материалов следует, что ответчик действовал добросовестно, не нарушая таможенного законодательства. В контракте на покупку от 6 мая 1996 г. в пункте 4.1 указано, что поставка товара осуществляется украинскими производителями товара (том 1, л. д. 9), что свидетельствует о том, что на территории Украины товар проходит определенную доработку.

Вопрос о доработке товара для придания ему определенного статуса, в данном случае статуса “сахар - белый“, является принципиальным и оговаривается в Правилах определения страны происхождения товара (том 1, л. д. 82 - 85). В частности, в Правилах записано, что термин “страна происхождения товаров“ означает государство - участник СНГ, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Для применения критерия достаточной переработки может применяться кумулятивный принцип происхождения, то есть при последовательной переработке товара в государствах - участниках СНГ эти государства рассматриваются для целей определения происхождения как одно целое. Термин “критерий достаточной переработки“ означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две и более стран, считается происходящим из страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств (том 1, л. д. 82).

Таможенный орган, оценивая позицию по четырем знакам кода, обязан был, исходя из вышеназванных Правил, оценить остальные позиции критерия достаточной переработки и только
тогда сделать окончательный вывод о стране происхождения товара, с учетом наличия сертификатов по форме ст. 1, выданных в июле 1996 года.

Из письма Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20 января 1998 г. (том 1, л. д. 26) следует, что вывод о стране происхождения также делается из оценки только первых четырех знаков кода, что противоречит Правилам определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г.

На обозрение суда кассационной инстанции ответчик представил образцы сахара - белого и сахара - сырца, которые свидетельствуют о технологической переработке товара. Образцы приобщаются к материалам дела.

При таких обстоятельствах у таможенного органа нет оснований для взыскания таможенных платежей, которые были уплачены ответчиком в установленном порядке с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Исковые требования Тамбовской таможни не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28 июня 1999 г. и постановление от 6 августа 1999 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-19335/99-12-280 отменить.

В иске отказать.

Возместить из федерального бюджета Акционерному обществу “Русский сахар“ расходы по государственной пошлине в размере 19822 руб. 02 коп. по апелляционной жалобе и 19822 руб. 02 коп. по кассационной жалобе.