Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 03.03.1999 N КА-А40/462-99 по делу N А40-33689/98-80-403 Страховые взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются на дотации на обеды, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда потребления).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 марта 1999 г. Дело N КА-А40/462-99

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего Федина А.В., судей Егоровой Т.А. и Алексеева С.В., при участии в заседании от истца: ЗАО ТК “Торгсин-Маркет“ (А. по дов. от 02.03.99, Т. по дов. от 02.03.99, Б. по дов. от 02.03.99), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.1998 по делу N А40-33689/98-80-403, судьи Юршева Г.Ю., Михайлова Г.Н., Карпова Г.А.,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО Торговая компания “Торгсин-Маркет“ обратилось в Арбитражный суд
г. Москвы с иском к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования (МГФОМС) о признании недействительными актов документальной проверки N 205 от 30.06.98 и N 1450 от 22.07.98 и взыскании с МГФОМС 90765 руб. 95 коп., с ФФОМС - 5340 руб. 50 коп.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 декабря 1998 года исковые требования удовлетворены в части взыскания в пользу истца с МГФОМС 90765 руб. 95 коп., с ФФОМС - 5340 руб. 50 коп.

В остальной части производство по делу прекращено.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились.

Выслушав мнение представителя истца, полагающего возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие заявителя, Федеральный арбитражный суд Московского округа в соответствии с п. 2 ст. 119 АПК РФ определил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей МГФОМС и ФФОМС.

Законность постановления проверяется в порядке ст. 174 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МГФОМС, в которой ответчик, указывая на неправильное применение судом норм материального права по обязательному медицинскому страхованию, просит судебный акт отменить, в иске - отказать.

Ответчик возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебном акте.

Кассационная инстанция, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца, проверив материалы дела, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы от 08 декабря 1998 г. не имеется.

Из материалов дела видно, что ответчиком 30.06.98 была проведена документальная проверка ЗАО Торговая Компания “Торгсин-Маркет“ по полноте, правильности и своевременности перечисления страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.04.95 - 30.03.98.

По результатам проверки составлены акты N 205 от 30.06.98 о взыскании доначисленных страховых взносов и финансовых санкций и
N 1450 от 22.07.98 о взыскании пени.

На основании актов с расчетного счета истца в бесспорном порядке взыскано в пользу МГФОМС 90765,95 руб., в пользу ФФОМС - 5340,5 руб.

Суд правильно оценил не утвержденные полномочным лицом МГФОМС акты N 205 от 30.06.98 и N 1450 от 22.07.98, как не относящиеся к актам государственных органов, требование о недействительности которых может быть предъявлено в арбитражный суд, и обоснованно, в соответствии с п. 1 ст. 85 АПК РФ, в этой части производство по делу прекратил.

Арбитражный суд г. Москвы обоснованно признал неправомерным начисление и взыскание с истца страховых взносов и финансовых санкций.

Ответчиком доначислены страховые взносы с сумм дотаций на питание, выплаченных истцом своим работникам в период с апреля 1995 г. по февраль 1996 г., согласно приказу N 13А от 09.01.95.

В соответствии с данным приказом, компенсационные выплаты в виде дотаций на питание выплачивались ежемесячно всем сотрудникам (независимо от оплаты труда) за счет фонда потребления в размере 200 руб.

Согласно пункту 9 Инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, страховые взносы не начисляются на дотации на обеды, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда потребления).

Не может быть принят довод кассационной жалобы о том, что основанием для доначисления страховых взносов и финансовых санкций на оспариваемые выплаты послужило отсутствие первичных документов, подтверждающих источник, компенсационный характер и целевое использование выплаченных денежных средств, поскольку данное обстоятельство не нашло отражения в оспариваемых актах, не подтверждается другими материалами дела и доводы ответчика в этой части не основаны
на законе.

Следует согласиться и с выводом суда относительно неправомерности бесспорного взыскания с истца финансовых санкций.

Согласно статье 27 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ“, п. п. 28, 29, 31 Инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“, при взыскании в бесспорном порядке сумм сокрытых или заниженных страховых взносов (платежей), а также при применении финансовых санкций и взыскании пеней, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными органам Государственной налоговой службы Российской Федерации и руководствуются Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П, бесспорный порядок взыскания штрафов является превышением конституционно допустимого ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Не основана на действующем законодательстве и противоречит нормам конституционного права ссылка в кассационной жалобе на то, что Постановление Конституционного Суда РФ в части признания не соответствующим Конституции РФ взыскания в бесспорном порядке с юридических лиц сумм финансовых санкций касается только налоговых органов.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о неправильном применении Арбитражным судом г. Москвы норм материального права несостоятельны.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.98 по делу N А40-33680/98-80-403 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.