Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2004 N Ф09-5218/04-АК по делу N А47-2607/04 Администрация района как орган местного самоуправления на момент заключения договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан вправе была выступать страхователем.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 декабря 2004 года Дело N Ф09-5218/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение от 19.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2607/04 по иску Оренбургского областного фонда обязательного медицинского страхования к ООО “Страховая медицинская компания “Аско-Строймед“, Администрации Матвеевского района о признании договора недействительным.

Лица, участвующие
в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в заседание не явились.

Письменных ходатайств не поступило.

Оренбургский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к ООО “Страховая медицинская компания “Аско-Строймед“, Администрации Матвеевского района о признании недействительным с 01.05.2003 договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 28.12.2000 N 24-01, как не соответствующего п. 1.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Оренбургской области, утвержденных Постановлением Администрации Оренбургской области от 17.03.2003 N 52-п, и ст. ст. 2, 9, 17 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ“.

Решением от 19.07.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2004 решение оставлено без изменения.

Оренбургский областной фонд обязательного медицинского страхования с решением и постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Оспаривая судебные акты, заявитель указывает на их несоответствие п. 1.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Оренбургской области, утвержденных Постановлением Администрации Оренбургской области от 17.03.2003 N 52-п, ст. ст. 2, 9, 17 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ“. Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, суд не учел того, что Администрация Матвеевского района не может производить платежи на обязательное медицинское страхование в связи с отсутствием финансирования.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты отмене не подлежат.

Как следует из материалов дела, между ООО “Страховая медицинская компания “Аско-Строймед“ (страховщик) и Администрацией Матвеевского района (страхователь) заключен договор от 28.12.2000 N 24-01 обязательного медицинского страхования неработающих граждан.

Считая,
что договор от 28.12.2000 N 24-01 является недействительным в силу ст. 168 ГК РФ, истец - Оренбургский областной фонд обязательного медицинского страхования - обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что в силу п. 1.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Оренбургской области, утвержденных Постановлением Администрации Оренбургской области от 17.03.2003 N 52-п, и ст. ст. 2, 9, 17 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ“ орган местного самоуправления с 01.05.2003 не вправе выступать страхователем неработающего населения.

Суд первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, обоснованно исходил из ст. 6 Федерального закона от 18.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (с учетом изменений и дополнений), ст. ст. 1, 2, 17 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в РФ“, в силу которых страхователями неработающего населения в РФ являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Кроме того, суд правильно указал, что в силу ст. 168 ГК РФ, на которую ссылается истец, сделка, не соответствующая закону или иным правовым актам, ничтожна, то есть не влечет те правовые последствия, которые стороны имели в виду при ее совершении. Недействительность ничтожной сделки определяется на момент ее совершения. Таким образом, соответствие договора действующему законодательству определяется на момент его заключения.

Согласно п. 1.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Оренбургской области, утвержденных распоряжением Главы Администрации Оренбургской области от 04.04.2000 N 431-р, которые действовали на момент заключения договора от 28.12.2000 N 24-01, страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются администрации городов и
районов области.

Поскольку правила обязательного медицинского страхования неработающего населения Оренбургской области в редакции постановления Администрации Оренбургской области от 17.03.2003 N 52-п приняты после заключения оспариваемого договора, суд пришел к обоснованному выводу, что они не могут служить основанием для признания его недействительным по правилам ст. 168 ГК РФ.

При данных обстоятельствах, Администрация Матвеевского района как орган местного самоуправления на момент заключения договора от 28.12.2000 N 24-01 вправе была выступать страхователем.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты по настоящему делу вынесены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, фактические обстоятельства дела установлены правильно и выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 288 АПК РФ являются основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области законны и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2607/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.