Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2004 N Ф09-3874/04-ГК по делу N А47-2084/97 Поскольку возможность принудительного исполнения решения о признании недействительными указаний государственного органа арбитражным процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве не предусмотрена, следовательно, исполнительный лист выдаче не подлежит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 ноября 2004 года Дело N Ф09-3874/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Оренбургнефть“ на определение от 01.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.08.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2084/97 по заявлению ОАО “Оренбургнефть“ о выдаче исполнительного листа и процессуальном правопреемстве, должники: Управление МНС РФ по Оренбургской области, Управление Федеральной службы налоговой полиции по Оренбургской области.

Лица,
участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании принял участие представитель ОАО “Оренбургнефть“ - Шедловский И.А., ведущий экономист отдела экономического анализа Департамента экономики, доверенность N 28 от 02.03.2004.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

ОАО “Оренбургнефть“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения от 06.11.2001 Арбитражного суда Оренбургской области по настоящему делу. Кроме того, заявитель просил произвести процессуальное правопреемство, заменив Межрайонную инспекцию Управления МНС РФ по Оренбургской области на ее правопреемника - Межрегиональную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1.

Определением от 01.07.2004 в удовлетворении заявлений о выдаче исполнительного листа и производстве процессуального правопреемства отказано.

Постановлением от 30.08.2004 определение оставлено без изменения.

ОАО “Оренбургнефть“ с определением и постановлением не согласно, просит их отменить, принять новый судебный акт.

Обжалуя судебные акты, заявитель ссылается на п. 3 ст. 135 Арбитражного процессуального кодекса РФ (1995 г.), ч. 2 ст. 182 АПК РФ (2002 г.), ст. ст. 1, 6, 7, 8, подп. 3 п. 2 ст. 13 ФЗ “Об исполнительном производстве“, указывает на то, что исполнительный лист выдается арбитражным судом на основании решения в любом случае, независимо от характера требований, указанных в резолютивной части решения суда. Кроме
того, по мнению заявителя кассационной жалобы, в силу п. 2 ст. 198, п. 1 ст. 201 АПК РФ (1995 г.) срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, так как исполнительный лист арбитражным судом не выдавался.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Законность определения и постановления проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО “Оренбургнефть“ в части отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения арбитражного суда.

Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что определение и постановление отмене не подлежат.

Как следует из материалов дела, решением от 06.11.2001 Арбитражного суда Оренбургской области по настоящему делу удовлетворены требования ОАО “Оренбургнефть“ о признании частично недействительными указаний от 19.08.1997 и дополнений к ним от 10.09.1997 по сводному акту от 26.06.1997 документальной проверки, проведенной Областной налоговой инспекцией (в дальнейшем - Управление МНС РФ по Оренбургской области) и Управлением ФСНП по Оренбургской области.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2002 указанное решение оставлено без изменения.

ОАО “Оренбургнефть“, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения, ссылалось на то,
что в добровольном порядке судебное решение не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Согласно ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 8 ст. 201 АПК РФ). Порядок направления судом копии решения в государственной орган, который принял оспариваемый акт, установлен ч. 9 ст. 201 АПК РФ.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа, исходил из того, что решения о признании недействительными актов государственных органов подлежат немедленному исполнению (ч. 3 ст. 135 АПК РФ 1995 г., ч. 7 ст. 201 АПК РФ 2002 г.). Поэтому, как правильно указано судом, решения арбитражных судов о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления не предполагают выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений.

Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления ОАО “Оренбургнефть“ о выдаче исполнительного
листа на принудительное исполнение решения арбитражного суда, так как правило о немедленном исполнении решений суда о признании недействительными актов государственных органов закреплено и в АПК РФ 1995 г., и в АПК РФ 2002 г.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что исполнительный лист выдается арбитражным судом на основании решения суда в любом случае, независимо от характера требований, указанных в его резолютивной части, несостоятельна. Резолютивная часть решения не содержит указания на совершение каких-либо действий или взыскание суммы, то есть на возможность принудительного исполнения такого решения, а устанавливает факт недействительности решений органа государственной власти. Поскольку возможность принудительного исполнения решения о признании недействительными указаний государственного органа Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и ФЗ “Об исполнительном производстве“ (глава 7) не предусмотрена, следовательно, исполнительный лист выдаче не подлежит.

В связи с этим довод ОАО “Оренбургнефть“ о том, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, не принимается, так как не имеет правового значения.

Учитывая изложенное, определение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 01.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.08.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2084/97 оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.