Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2004 N А21-529/04-С1 Суд признал обоснованным привлечение ОАО к налоговой ответственности за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, связанную с перерасчетом обществом спорного налога ввиду его исключения из перечня федеральных налогов, поскольку ст. 5 ФЗ “О дорожных фондах в РФ“, предусматривающая уплату данного налога и его ставку, утратила силу с 01.01.2003, а до указанного момента налогоплательщики были обязаны исчислить и уплатить налог исходя из ставки, действовавшей в 2002 году.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2004 года Дело N А21-529/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Морозовой Н.А., рассмотрев 20.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Знаменский мукомольный завод“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.03.2004 по делу N А21-529/04-С1 (судья Лузанова З.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Знаменский мукомольный завод“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 21.11.2003 N 48.

Инспекция в порядке статьи 132 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением и просит взыскать с Общества 14735 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании Инспекция в связи с добровольной уплатой Обществом налоговых санкций отказалась от встречного требования.

Решением суда от 12.03.2004 Обществу отказано в удовлетворении заявления. В части встречного заявления Инспекции производство по делу прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, поскольку вступившей в силу с 01.09.2002 статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ (далее - Закон N 110-ФЗ) отменен налог на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД), следовательно, оспариваемое решение Инспекции о привлечении Общества к налоговой ответственности и доначислении 73673 руб. НПАД за 2002 год, по мнению заявителя, неправомерно.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Согласно материалам дела Общество 31.07.2003 представило в Инспекцию уточненные расчеты по НПАД за I квартал, полугодие, 9 месяцев и 2002 год, в том числе по месяцам, уменьшив данный налог на суммы, начисленные за сентябрь - декабрь 2002 года, в общей сумме на 73673 руб. в связи с исключением НПАД из перечня федеральных налогов.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненных расчетов Общества, по результатам которой составила акт от 10.10.2003 N 88. На основании
акта проверки налоговым органом принято решение от 21.11.2003 N 48 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 14735 руб. штрафа и доначисления 73673 руб. НПАД за 2002 год и 15228 руб. 79 коп. пеней.

В обоснование решения Инспекция сослалась на неправомерное уменьшение Обществом НПАД за указанный период в связи с тем, что статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О дорожных фондах“) в силу статей 9 и 21 Закона N 110-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2003. При этом статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары, отгруженные и оплаченные по состоянию на 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по НПАД за товары отгруженные, но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары, отгруженные, но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003, поэтому суммы НПАД доначислены Обществу налоговым органом по методу отгрузки.

Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19 - 21 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Закон N 2118-1), не взимаются.

В соответствии со статьями 1 и 11 Закона N 2118-1, действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

НПАД установлен подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона N 2118-1 как федеральный налог. Согласно этой норме Закона к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов и зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона “О дорожных фондах“ одним из источников образования дорожных фондов является НПАД.

Таким образом, НПАД следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона “О дорожных фондах“.

В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона N 2118-1 дополнен подпунктом “ж“ - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного Закона исключен подпункт “м“ - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе НПАД.

Согласно статье 9 Закона N 110-ФЗ из Закона “О дорожных фондах“ исключена статья 5.

Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.

В соответствии со статьей
21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона N 2118-1 исключен подпункт “м“, а подпункт 1 статьи 20 этого же закона дополнен подпунктом “ж“ - транспортный налог, вступают в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 01.01.2003 НПАД не отменен.

Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить НПАД, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003, обязаны исчислить и уплатить НПАД в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год“ доходы от уплаты НПАД являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53
Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты НПАД не вносились, поэтому налог подлежит уплате.

Основанием для исключения из Закона N 2118-1 налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе НПАД, является введение с 01.01.2003 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.

Статья 5 Закона “О дорожных фондах“, предусматривающая уплату НПАД, его ставку и льготы по уплате названного налога, утратила силу с 01.01.2003.

Таким образом, следует признать, что в 2002 году НПАД исчислялся и уплачивался налогоплательщиками в порядке, установленном Законом “О дорожных фондах“ и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.

При таких обстоятельствах Инспекция обоснованно привлекла Общество к налоговой ответственности и доначислила ему НПАД за 2002 год.

Следовательно, решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для его отмены и удовлетворения жалобы Общества не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.03.2004 по делу N А21-529/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Знаменский мукомольный завод“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

МОРОЗОВА Н.А.