Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 09.11.2004 N Ф09-4654/04-АК по делу N А60-11511/04 Условиями реструктуризации, являющейся рассрочкой исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, права добросовестного налогоплательщика нарушены быть не могут.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 ноября 2004 года Дело N Ф09-4654/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области на постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-11511/04.

В судебном заседании приняли участие представители: межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - Старков М.В. по доверенности от 05.01.2004 N 04-09/1;
ОАО “Металлургический завод им. А.К. Серова“ - Теущаков И.Л. по доверенности от 14.05.2004, Вакулина Е.Е. по доверенности от 14.05.2004, Гребенева О.Н. по доверенности от 04.12.2003.

Права и обязанности присутствующим представителям разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ОАО “Металлургический завод им. А.К. Серова“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц налогового органа.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2004 того же суда решение от 27.05.2004 отменено. Действия Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области по отказу в уменьшении начисленного штрафа в сумме 10974204 рубля и пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 4230552 рубля признаны незаконными.

Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с постановлением апелляционной инстанции не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 59 НК РФ, Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100.

Законность решения и постановления проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, 16.03.2004 ОАО “Металлургический завод им. А.К. Серова“ обратилось в Межрайонную ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с заявлением об уменьшении в карточке лицевого счета задолженности в виде пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 17432950 рублей, штрафа - 10920400 рублей, образовавшуюся до 01.01.1999, считая, что данная задолженность является безнадежной к взысканию в силу причин юридического характера (пропуск срока давности взыскания) и в силу
ст. 59 НК РФ подлежит списанию налоговым органом.

Отказ налоговой инспекции в списании указанной задолженности (письмо от 26.03.2004 N 04-19/06) явился основанием для обращения налогоплательщика с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о том, что действия налогового органа полностью соответствуют законодательству о налогах и сборах.

Отменяя решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговый орган обязан руководствоваться ст. 59 НК РФ, которой налоговое законодательство предоставляет право налогоплательщику на признание безнадежной и списание задолженности по пеням по основаниям юридического характера.

Однако вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным.

Постановлением Правительства Свердловской области от 14.05.2002 N 309-ПП был утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам, зачисляемым в целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Свердловской области, которым были установлены условия и сроки проведения реструктуризации указанной задолженности юридических лиц.

Согласно Постановлению Правительства Свердловской Области от 17.07.2002 N 759-ПП “О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества “Металлургический завод имени А.К. Серова“ в целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Свердловской области“ обществу по его просьбе предоставлена реструктуризация задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, соответствующим пени и штрафам.

Поскольку реструктуризация носит не принудительный, а добровольный характер, осуществляется на основании заявления налогоплательщика, поданного в Правительство Свердловской области, тем самым общество выразило согласие на условия реструктуризации, в том числе и по оспариваемым суммам пени и штрафа.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам перед
федеральным бюджетом“ контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам в течение всего срока реструктуризации этой задолженности возложен на налоговые органы по месту нахождения организации.

Права на изменение условий реструктуризации, предоставленной Правительством, в том числе субъекта Российской Федерации, налоговым органам не предоставлено.

Кроме того, условиями реструктуризации, являющейся рассрочкой исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ) права добросовестного налогоплательщика нарушены быть не могут.

Согласно ст. 59 НК РФ порядок признания безнадежной к взысканию и списанию задолженности устанавливается Правительством РФ (по федеральным налогам и сборам), исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления (по региональным налогам и сборам).

Истечение трехлетнего срока давности по взысканию задолженности, как основание для признания безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пени, действующим законодательством не установлено.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции принято без учета ст. 201 АПК РФ, в силу которой, действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны судом незаконными, если они не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, постановление апелляционной инстанции следует отменить (ст. 288 АПК РФ), решение суда первой инстанции оставить в силе.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 28.07.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-11511/04 отменить.

Решение от 27.05.04 того же суда оставить в силе.

Взыскать с ОАО “Металлургический завод им. А.К. Серова“, находящегося по адресу: г. Серов, ул. Агломератчиков 6, свидетельство о государственной регистрации администрацией г. Серова 09.12.1993 N 284-93, в доход федерального бюджета госпошлину по заявлению - 1000
руб., по апелляционной жалобе - 500 руб., по кассационной жалобе - 500 руб.