Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2004 N Ф09-3634/04-ГК по делу N А76-6169/02 Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 ноября 2004 года Дело N Ф09-3634/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ГУ “Увельский лесхоз“ на постановление апелляционной инстанции от 28.09.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-6169/02 по иску ГУ “Увельский лесхоз“ к ГУ “Увельский сельский лесхоз“ и Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ о взыскании 1113860 руб.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены
надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

Увельский лесхоз г. Южноуральска обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании с ответчика 1113860 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.

Решением от 11.05.2004 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2004 решение отменено, в иске отказано.

Заявитель кассационной жалобы с постановление апелляционной инстанции не согласен, просит его отменить, решение оставить в силе, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик произвел порубку деревьев до издания Приказа Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ N 196 от 28.02.2002 “О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизведения лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование“.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не усматривает.

Как следует из материалов дела, Увельский сельский лесхоз в декабре 2001 совершил порубку 712 деревьев общей массой 61 куб. м в квартале 59 Увельского лесничества (протокол о лесонарушении N 19 от 26.12.2001), в результате которой, по мнению истца, лесному хозяйству причинен ущерб в сумме 1113860 руб.

Согласно ст. 42 Лесного Кодекса РФ осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством для выполнения ими лесохозяйственных работ (рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ) оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизведения лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или
через уполномоченные органы исполнительной власти.

В силу ст. 111 Лесного кодекса РФ граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в декабре 2001 ГУ “Увельский сельский лесхоз“ не был наделен правом выдачи лесорубочных билетов, следовательно, совершил незаконную порубку леса.

Суд апелляционной инстанции, установив, что в ходе рассмотрения настоящего дела, ответчик в качестве филиала вошел в состав ФГУ “Челябинское управление сельскими лесами“, которое в нарушение требований ст. 48 АПК РФ, не было привлечено к участию в деле, а также наличие у ГУ “Увельский сельский лесхоз“ права на выдачу лесорубочных билетов, правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на фактических обстоятельствах дела.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 804 “О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов“, принятым во исполнение ст. 51 Лесного Кодекса РФ, и Положением о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 901, установлено, что Министерство сельского хозяйства РФ является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.

Пунктом 4.1 Устава ГУ “Увельский сельский лесхоз“, утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ в 2000 г., предусмотрено право выдачи лесорубочных билетов.

Кроме того, в данном случае имеет место спор о полномочиях между двумя государственными органами в области использования, охраны и защиты лесного
фонда, ранее находившегося во владении сельскохозяйственной организации.

С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 28.09.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-6169/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.