Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2004 по делу N А44-1452/04-С9 Суд, удовлетворяя заявленные обществом требования о признании незаконным отказа ИМНС произвести возврат излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, указал, что после вступления в силу определения Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 104-О нормативные акты субъектов РФ, устанавливающие повышенные ставки указанного налога, не подлежали применению, а налоговый орган не вправе отказывать в возврате излишне уплаченного налога после этой даты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2004 года Дело N А44-1452/04-С9“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А. и Троицкой Н.В., рассмотрев 07.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.04 по делу N А44-1452/04-С9 (судья Куропова Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новгородской области (далее -
Инспекция) произвести возврат 787 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил суд признать недействительными действия Инспекции, выражающиеся в отказе произвести возврат 787 руб. 65 коп. излишне уплаченного за 2000 - 2002 годы налога с владельцев транспортных средств.

Решением суда от 19.05.04 заявленные Банком требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 19.05.04, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления этого определения в силу и особенности его исполнения, а следовательно, действует общий порядок, установленный статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“. Согласно названной норме решение Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе принимаемое в форме определения, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Таким образом, только с момента вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“) и основанные на них положения Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“ (далее - Закон Новгородской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в
кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Банк 20.12.02 представил в налоговый орган по месту нахождения филиала - Валдайского отделения N 1922 по Новгородской области - измененные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне уплатил 787 руб. 65 коп. этого налога. В заявлении от 20.12.02 Банк просил Инспекцию возвратить названную сумму на его расчетный счет.

Инспекция, ссылаясь на судебный акт по другому делу, письмом от 30.09.03 N 2.6-12/13324 отказала налогоплательщику в возврате 787 руб. 65 коп. налога. Налоговый орган посчитал, что возврату из бюджета подлежит налог с владельцев транспортных средств, уплаченный после принятия определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О, поскольку положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“ и Закона Новгородской области утратили силу и не должны применяться с 10.04.02. Инспекция также посчитала, что повышенные ставки налога установлены Законом “О фондах“, являлись источником доходной части бюджета Новгородской области, и возврат налога за счет средств бюджета 2003 года может повлечь его неисполнение и приведет к нарушению прав и свобод граждан.

Банк не согласился с таким решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Банком требования, указал на то, что после вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, не подлежали применению, а налоговый орган не вправе отказывать в возврате названного налога после этой даты.

Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.

В пункте 1 статьи 6 Закона
“О фондах“ установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона “О фондах“ относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога
с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 19.05.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.04 по делу N А44-1452/04-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

МОРОЗОВА Н.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.