Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2004 N А56-2766/04 При поступлении от налогоплательщика декларации по НДС и заявления о возврате налога на его расчетный счет налоговый орган обязан провести проверку декларации и необходимых документов, осуществить зачет сумм налога и принять решение о возврате налога либо, при наличии оснований, об отказе в сроки, предусмотренные ст. 176 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2004 года Дело N А56-2766/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Боярчука Н.С. (доверенность от 06.04.2004), рассмотрев 09.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 10.03.2004 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2004 (судьи Спецакова Т.Е., Цурбина С.И., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2766/04,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Лесторком“
(далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившегося в несовершении действий по возврату на расчетный счет общества 6654246 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и об обязании налоговой инспекции возвратить 6559338 руб. налога на расчетный счет общества, а 54856 руб. - зачесть в счет недоимки по налогу.

Решением суда от 10.03.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2004 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, общество 19.09.2003 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС по операциям на внутреннем рынке за август 2003 года, где заявило к возмещению 6654246 руб. НДС. Позднее, 05.12.2003, налогоплательщик направил в налоговую инспекцию заявление о
возврате указанной суммы.

Налоговая инспекция 27.01.2004 направила обществу требование о представлении документов для проведения налоговой проверки, а 04.02.2004 вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления НДС за период с 10.07.2003 по 31.12.2003. Сведений о результатах налоговой проверки в материалах дела не имеется.

Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции, признавая незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в несовершении действий по возврату на расчетный счет общества сумм НДС, правомерно исходили из следующего.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. В силу пункта 1 названной нормы возмещению (зачету, возврату) в порядке этой статьи подлежит полученная по итогам налогового периода разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Пунктом 1 статьи 171 НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи налоговые вычеты, приведенные в статье 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Из приведенных норм следует, что при поступлении от налогоплательщика декларации по НДС, а также заявления о возврате налога на его расчетный счет налоговый орган обязан провести проверку декларации и необходимых документов, осуществить зачеты сумм налога и принять решение о возврате налога либо об отказе, при наличии на то оснований, в сроки, предусмотренные статьей 176 НК РФ.

Таким
образом, кассационная инстанция считает обоснованными доводы общества о незаконности бездействия налогового органа. Неисполнением инспекцией обязанностей, возложенных на нее нормами пунктов 2 и 3 статьи 176 НК РФ, нарушено право налогоплательщика на получение из бюджета возмещаемой суммы налога на добавленную стоимость, предоставленное ему пунктом 2 статьи 173 и пунктами 1 - 3 статьи 176 НК РФ.

Налоговая инспекция в кассационной жалобе ссылается на то обстоятельство, что счет-фактура от 28.08.2003 N 36, представленная обществом в подтверждение права на налоговые вычеты, не отвечает требованиям статьи 169 НК РФ, а именно в ней указаны недостоверные сведения о месте нахождения продавца и покупателя, счет-фактура от имени общества подписана ненадлежащим лицом. Так, заявитель не находится по адресу, указанному в учредительных документах, поставщик общества - ООО “Планета“ в течение 2003 года налоговую отчетность не представляла, по адресу, указанному в учредительных документах, отсутствует.

Участник и директор общества - Дуванова О.А. 22.08.2003 подписала договор купли-продажи N 17, в то время как изменения к Уставу общества о замене участника зарегистрированы 27.08.2003.

Данные доводы суд кассационной инстанции отклоняет, так как в соответствии с налоговым законодательством указанные обстоятельства не влияют на право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета. Счет-фактура N 36 подписана 28.08.2003 надлежащим директором общества, регистрация изменений к уставу общества 27.08.2003 не влияет на
характер этой хозяйственной операции.

При указанных обстоятельствах судебные акты не подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2766/04 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

ШЕВЧЕНКО А.В.