Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2004 N А56-50241/03 Поскольку расчет по налогу на операции с ценными бумагами не является налоговой декларацией, суд правомерно отказал ИМНС во взыскании с общества штрафа по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление указанного расчета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2004 года Дело N А56-50241/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Ефимовой С.В. (доверенность от 06.05.04 N 03-05/5591), от общества с ограниченной ответственностью “Илим Палп Финанс“ Гавриленко С.П. (доверенность от 01.04.04), рассмотрев 01.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 31.03.04 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 31.05.04 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко
А.Е., Кадулин А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-50241/03,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Илим Палп Финанс“ (далее - Общество) 1800000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами.

Решением суда от 31.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.04, Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение от 31.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.04 и взыскать с Общества штраф. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик нарушил трехдневный срок представления расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами, установленный статьей 5 Федерального закона от 12.12.91 N 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами“ (далее - Закон N 2023-1), поскольку уплата Обществом налога на операции с ценными бумагами произведена 29.01.03, а расчет представлен 08.04.03.

В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.

Законность решения от 31.03.04 и постановления апелляционной инстанции от 31.05.04 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Общество 29.01.03 уплатило налог на операции с ценными бумагами, а 08.04.03 представило в налоговый орган расчет (декларацию) по налогу на
операции с ценными бумагами, эмиссия которых зарегистрирована в марте 2003 года.

Инспекция при проведении мероприятий налогового контроля сделала вывод о нарушении налогоплательщиком срока представления названного расчета, что отражено в уведомлении от 08.04.03 N 13/32.

Решением от 09.04.03 N 13/32 налоговый орган привлек Общество к ответственности в виде взыскания 1800000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ. В требовании от 28.04.03 N 0313003641 Инспекция предложила налогоплательщику уплатить штраф до 08.05.03.

В связи с неуплатой Обществом штрафных санкций в добровольном порядке Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по представлению расчета по налогу на операции с ценными бумагами форма такого расчета не была утверждена, а следовательно, названный расчет нельзя признать налоговой декларацией. Кроме того, судебные инстанции сослались на пропуск Инспекцией срока взыскания штрафных санкций, установленного статьей 115 НК РФ.

Кассационная инстанция считает правомерным такой вывод судебных инстанций.

В соответствии со статьей 1 Закона N 2023-1 плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг.

Статьей 2 названного Закона объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг.

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Из статьи 5 Закона N 2023-1 следует, что сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в соответствующий бюджет. В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием
общего объема выпуска ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

В силу пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы (пункт 2 статьи 80 НК РФ).

В совместном письме Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Государственной налоговой службы России, Министерства финансов России от 12.04.96 N ДВ-2040, N 05-02-03, N 04-07-06 указано, что расчет налога на операции с ценными бумагами представляется в налоговый орган в произвольной форме.

Поскольку согласно положениям статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется на бланке установленной формы, а такая форма утверждена только 13.08.03 (приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.03 N БГ-3-24/453), основания для признания декларацией расчета, представленного Обществом в налоговый орган, отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены Кодексом. Расширение в процессе правоприменительной практики сферы действия норм о налоговой ответственности недопустимо, в связи с чем оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами нет.

Кроме того, правомерен вывод судебных инстанций о пропуске Инспекцией срока давности взыскания налоговой санкции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Согласно статьям 100 и 101.1 НК РФ акт налоговой проверки составляется в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами).

Проверка своевременности представления налоговой декларации относится к иным формам налогового контроля, а следовательно, срок давности взыскания санкции исчисляется со дня обнаружения налогового правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Нарушение Обществом срока представления расчета на операции с ценными бумагами Инспекция обнаружила в момент представления такого расчета. Поэтому день поступления ее в налоговый орган считается днем обнаружения налогового правонарушения.

Таким образом, срок давности взыскания штрафа по данному делу должен исчисляться со дня, следующего за днем представления расчета, то есть с 09.04.03. Последним днем срока давности считается 08.10.03. Инспекция обратилась в суд с заявлением 04.12.03, то есть за пределами шестимесячного пресекательного срока. Истечение срока давности взыскания налоговой санкции является безусловным основанием для отказа налоговому органу во взыскании с Общества штрафа.

Таким образом,
кассационная инстанция считает решение от 31.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.04 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-50241/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

МОРОЗОВА Н.А.