Постановление ФАС Уральского округа от 26.07.2004 N Ф09-2949/04-АК по делу N А60-3404/04 Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд РФ, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 26 июля 2004 года Дело N Ф09-2949/04-АК“
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел кассационную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Нижней Салде (далее управление) на решение от 02.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3404/04 по заявлению управления к МУ “Администрация села Акинфиево“ (далее учреждение) о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в суд не прибыли.
Ходатайств не поступило.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с предприятия 35505 руб. - недоимки по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ и 64999 руб. 30 коп. - пени за просрочку исполнения обязанности по уплате указанных страховых взносов.
Решением от 02.03.2004 арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении заявленных требований управлению отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2004 решение суда оставлено без изменения.
Управление с принятыми судебными актами не согласно, просит их отменить, ссылаясь на необоснованное применение судом срока исковой давности, предусмотренного ст. ст. 196, 200 ГК РФ.
Управление считает, что поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не установлен срок в течение которого Пенсионный фонд вправе обратиться за взысканием недоимки по страховым взносам и пени, такое обращение может быть осуществлено в любое время.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском к предприятию, послужил факт неисполнения последним требования управления N 7 от 17.11.2003 об уплате указанных выше сумм недоимки по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ и пени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из пропуска управлением трехлетнего срока исковой давности, установленного ст. ст. 196, 200 ГК РФ, поскольку предъявленная ко взысканию недоимка по страховым взносам в ПФ РФ образовалась у учреждения в 1998 - 1999 гг.
Ссылку судов первой и апелляционной инстанций на пропуск управлением общего трехгодичного срока исковой давности нельзя признать обоснованной, поскольку в данном случае подлежат применению иные нормы материального права.
В силу статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 статьи 48 НК РФ, с учетом п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (в том числе юридического лица) может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Данное положение применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора согласно пункту 10 статьи 48 НК РФ.
Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании недоимки и пеней по взносам в государственные внебюджетные фонды.
Из материалов дела видно, что требование об уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации было оформлено управлением 17.11.2003 с указанием срока их уплаты: до 01.12.2003.
Между тем о неуплате предприятием взносов в пенсионный фонд задолженности управлению было известно по состоянию на 01.01.2001, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела акты камеральных проверок.
Пропуск срока направления требования об уплате налога (ст. 70 Кодекса) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней, предусмотренного статьей 48 Кодекса.
Следовательно, основанием для отказа в удовлетворении заявления управления о взыскании с общества недоимки, образовавшейся до 01.01.2001 по страховым взносам в ПФ РФ и пеней, является истечение пресекательного срока, установленного ст. 48 НК РФ, а не общего трехлетнего срока.
Учитывая, что неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального не повлекло принятия им незаконного решения, судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3404/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.