Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2004 N А13-3489/04-20 Суд правомерно взыскал расходы, понесенные обществом в результате предоставления инвалидам льгот по оплате природного газа, с Минфина РФ за счет средств федерального бюджета, поскольку законодательством не определено, что указанные расходы компенсируются за счет средств областного или муниципального бюджетов, а уполномоченные органы РФ не выполнили в полном объеме свои обязательства по финансированию названных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2004 года Дело N А13-3489/04-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Тарасюка И.М., рассмотрев 21.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 11.08.04 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.09.04 (судьи Сальников Е.Г., Муханова Г.Н., Шумилова Л.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3489/04-20,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Вологодская региональная компания по реализации газа“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Департаменту финансов Вологодской области (далее -
Департамент) о взыскании 400454,97 руб. расходов, понесенных в результате предоставления гражданам Вологодского района в период с января по декабрь 2003 года льгот по оплате природного газа, предусмотренных федеральными и областными законами.

Определением ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2005 исправлена опечатка. В данном случае вместо “...по Закону Вологодской области от 04.05.02 N 746-ОЗ...“ следует читать “...по Закону Вологодской области от 04.01.02 N 746-ОЗ...“.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил размер исковых требований до 388407,87 руб. и просил взыскать с Минфина 70037,37 руб., в том числе по Федеральному закону от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон N 181-ФЗ) 9777,14 руб.; по Закону Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон N 1244-1), Федеральному закону от 26.11.98 N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“ (далее - Закон N 175-ФЗ) и Федеральному закону от 10.01.02 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне“ (далее - Закон N 2-ФЗ) 1425,84 руб.; по Закону Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ (далее - Закон N 1761-1) 6837,32 руб.; по Закону Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ (далее - Закон N 5142-1) 1676,68 руб.; по Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных
семей“ (далее - Указ N 431) 50320,39 руб.; а с Департамента - 318370 руб., в том числе по Федеральному закону от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Закон N 5-ФЗ) 296518,84 руб., по Закону Вологодской области от 04.05.02 N 746-ОЗ “Об установлении льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям пенсионеров“ (далее - Закон N 746-ОЗ) 6496,16 руб., по Закону Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ “О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, и ветеранов боевых действий (далее - Закон N 462-ОЗ) 15355,50 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Вологодский муниципальный район в лице его администрации и Финансовое управление Вологодского муниципального района.

Решением от 11.08.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.04, в пользу истца с Минфина за счет казны Российской Федерации взыскано 63200,05 руб., с Департамента за счет казны Вологодской области - 318370 руб. В остальной части иска отказано. Кроме того, судом произведено распределение судебных расходов.

В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, в иске к Минфину отказать в полном объеме, ссылаясь на следующее:

- у суда отсутствовали правовые основания для взыскания расходов за счет казны Российской Федерации по законам N 181-ФЗ и 5142-1;

- Российская Федерация полностью выполнила свои бюджетные обязательства по реализации льгот, предусмотренных законами N 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ;

- понесенные истцом с 01.01.03 по 05.04.03 расходы по компенсации льгот, предусмотренных Указом N 431, подлежали взысканию с муниципального образования “Вологодский район“ в
соответствии с пунктом 2 письма Минфина и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 51/1-2359-18 (далее - Письмо N 51/1-2359-18), поскольку оно признано недействующим решением Верховного Суда Российской Федерации только 26.03.03.

Общество в отзыве просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2003 году в соответствии с федеральными и областными законами предоставил гражданам Вологодского района льготы в виде 50-процентной скидки по оплате природного газа в сумме 662531,54 руб.

В связи с тем, что расходы по предоставлению льгот, понесенные истцом в указанный период, были ему возмещены частично в размере 274123,67 руб., Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Согласно статье 4 Закона N 181-ФЗ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Названной нормой установлено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, однако источник их финансирования
не определен.

Согласно пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Постановление N 901), расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Поскольку ни Законом N 181-ФЗ, ни Постановлением N 901 не определено, что расходы по предоставлению льгот инвалидам компенсируются за счет средств областного или муниципального бюджетов, а уполномоченные органы Российской Федерации не выполнили в полном объеме свои обязательства по финансированию названных льгот, суд правильно пришел к выводу о том, что сумма понесенных истцом затрат по Закону N 181-ФЗ подлежит взысканию с Минфина за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1, статьей 15 Закона N 175-ФЗ и статьей 7 Закона N 2-ФЗ финансирование расходов, связанных с реализацией названных законов, осуществляется из федерального бюджета, поэтому требования истца о взыскании расходов в связи с реализацией льгот, предусмотренных перечисленными законами, правомерно удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

Проанализировав статьи 4, 5 и 11 Закона N 5142-1, а также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, суд также сделал правильный вывод о том, что предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона N 5142-1, впредь до надлежащего урегулирования возникающих
при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1, пунктом 3 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а Минфину совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации - в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

В соответствии с пунктом 2 Письма N 51/1-2359-18 предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.

Однако вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 154-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Согласно статье 38 Закона N 154-ФЗ увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие
дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа N 431, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

Требования Общества, заявленные к Минфину, о компенсации расходов в связи с реализацией льгот, предусмотренных Законом N 1761-1, судом обоснованно отклонены, так как согласно пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419 “Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий“ расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренных настоящим Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Требования истца о компенсации ему расходов, возникших в связи с реализацией Законов N 5-ФЗ, 746-ОЗ и 462-ОЗ, правильно удовлетворены за счет казны субъекта Российской Федерации.

Поскольку обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, то оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3489/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

АФАНАСЬЕВ С.В.

Судьи

ИЗОТОВА С.В.

ТАРАСЮК И.М.