Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2004 N Ф09-2164/04-ГК по делу N А50-27781/03 Материальные ценности мобилизационного резерва подлежат исключению из состава имущества предприятия и относятся к объектам, запрещенным к приватизации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 июля 2004 года Дело N Ф09-2164/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Пермской области на постановление апелляционной инстанции от 05.04.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-27781/03 по заявлению ОАО “Велта“ к Департаменту имущественных отношений Пермской области о признании незаконным бездействия.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В
судебном заседании принял участие представитель ОАО “Велта“ - Шляпин Л.А., юрисконсульт, доверенность от 01.09.2003.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ОАО “Велта“ обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением:

1. о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Пермской области, выразившегося в неутверждении Перечня федерального имущества общества по состоянию на 01.07.1992 на сумму 82024381 руб.;

2. об обязании Департамента имущественных отношений Пермской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО “Велта“.

Решением от 24.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2004 решение отменено. Признано незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Пермской области, выразившееся в неутверждении Перечня федерального имущества общества по состоянию на 01.07.1992 на сумму 82024381 руб.; на Территориальное управление Минимущества РФ по Пермской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов ОАО “Велта“.

Департамент имущественных отношений Пермской области в кассационной жалобе просит постановление отменить, решение оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом ст. ст. 6, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 174, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, 26.11.1993 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 2146-р о приватизации ППО “Велта“ путем преобразования в акционерное общество.

В силу п. 2.1.23 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации материальные ценности мобилизационного резерва подлежат исключению из состава имущества предприятия и относятся к объектам, запрещенным к приватизации.

Согласно п. 8 Плана приватизации ОАО “Велта“, утвержденного КУГИ Пермской области 16.05.1994, мобилизационные мощности
по состоянию на 01.07.1992 составляют 82,924 тыс. рублей.

В связи с отсутствием в п. 8 Плана приватизации ОАО “Велта“ перечня объектов государственной собственности, находящихся в ведении акционерного общества, ОАО “Велта“ в ответ на запрос Департамента имущественных отношений Пермской области направило Перечень федерального имущества с указанием стоимости каждого объекта по состоянию на 01.07.1992 на сумму 82924381 руб. (т. 1 л. д. 6).

Полагая, что бездействие Департамента имущественных отношений Пермской области, выразившееся в неутверждении указанного Перечня, противоречит требованиям законодательства о приватизации, нарушает права и законные интересы ОАО “Велта“, заявитель на основании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не приведены нормы права, в соответствии с которыми ответчик обязан был утвердить в 2002 году представленный перечень имущества, не подтверждены полномочия на составление указанного документа, и не доказано нарушение прав ОАО “Велта“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные выводы суда следует признать ошибочными.

В соответствии с п. п. 5, 6 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим
законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом по управлению имуществом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества. В семидневный срок со дня представления документов комитет рассматривает их в порядке, установленном законодательством о приватизации, и утверждает план приватизации, акт оценки стоимости имущества и устав акционерного общества. В случае выявления несоответствия указанных документов требованиям настоящего Положения комитет в недельный срок вносит в них необходимые изменения. Утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа. Споры по определению стоимости и состава имущества, возникающие между предприятиями и подразделениями при их коммерциализации, рассматриваются соответствующим комитетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 8 Положения).

Указ Президента РФ от 01.07.1992 N 721 утратил силу с 29.03.2003. При таких обстоятельствах, следует признать правильным вывод апелляционной инстанции о том, что в момент предоставления заявителем в Департамент имущественных отношений Пермской области перечня федерального имущества ОАО “Велта“ по состоянию на 01.07.1992 на сумму 82924381 руб. (23.05.2002, 30.09.2002) на ответчике лежала обязанность по рассмотрению представленных документов и их утверждению в установленный срок.

В настоящее время обязанность по утверждению перечня входит в компетенцию Департамента в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.2001 N 178-ФЗ, п. п. 5, 6 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2002 N 512, п. п. 6, 14, 16, 27 письма Министерства имущественных отношений РФ
от 06.06.2002 N АБ-2/10099.

Из представленных в деле документов усматривается, что ОАО “Велта“, находясь в стадии конкурсного производства, несет бремя содержания федерального имущества. Отсутствие утвержденного в установленном порядке перечня федерального имущества нарушает права заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поскольку препятствует процессу формирования конкурсной массы.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. С учетом Положения, утвержденного Приказом Минимущества России от 22.12.2003 N 605, обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя правомерно возложена на Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Пермской области.

Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка всем представленным в деле документам.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения в порядке ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Исходя из изложенного, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 05.04.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-27781/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.