Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 09.07.2004 N Ф09-2715/04-АК по делу N А60-33655/03 Удовлетворяя заявление о признании недействительными решения налогового органа, арбитражный суд исходил из отсутствия у налогового органа правовых оснований для начисления платы за загрязнение окружающей среды, поскольку в 1 и 2 кварталах 2003 года не были установлены ставки указанной платы, указав также на наличие льготы у органов государственной власти по указанной плате.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 июля 2004 года Дело N Ф09-2715/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области на решение от 19.03.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33655/03.

В судебном заседании приняли участие представители: заявителя - Федорова О.А. по доверенности от 26.01.04; МР ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - Шерес
Т.С. по доверенности от 21.01.04.

Права и обязанности разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Банк России в лице Главного управления Банка России по Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения N 7 от 12.11.03 и требования N 7 об уплате налога по состоянию на 12.11.03 Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области.

Решением суда от 19.03.04 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с судебным актом не согласна, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.92, Определения Конституционного Суда РФ N 284-О от 10.12.02, Закона Свердловской области N 40-ОЗ от 24.11.00.

Законность судебного акта проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области по результатам камеральной проверки принято решение N 7 от 12.11.03 о привлечении Банка России к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 15162 руб. за неуплату платы за загрязнение окружающей природной среды за 1, 2 кварталы 2003 года. Заявителю также предложено уплатить плату в сумме 75810 руб. и пени в сумме 3447 руб. 55 коп.

Считая данное решение налогового органа и требование N 7 от 12.11.03 об уплате указанных сумм налога и пени незаконными, Главное управление Банка России
по Свердловской области обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия у налогового органа правовых оснований для начисления платы за загрязнение окружающей среды, поскольку в 1 и 2 кварталах 2003 года не были установлены ставки указанной платы, указав также на наличие льготы у органов государственной власти по указанной плате.

Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В статье 75 Конституции РФ определено исключительное право Банка России на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Следовательно, Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе пользоваться льготой по плате за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренной для органов государственной власти.

Статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями устанавливать порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Во исполнение указанного предписания Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“.

Министерством экологии и природных ресурсов РФ на основании п. 2 указанного Постановления Правительства РФ 27.11.92 утверждены Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную
среду и размещение отходов, являющиеся ставками, по которым рассчитывалась плата за загрязнение окружающей природной среды.

Однако Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.04.02 N 187 названные выше нормативы признаны недействующими.

Новые нормативы вступили в силу 30.06.03 на основании Постановления Правительства РФ от 12.06.03 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“.

При таких обстоятельствах судом обоснованно сделан вывод о том, что у налогового органа не имелось правовых оснований для начисления заявителю платы за загрязнение окружающей среды за 1, 2 кварталы 2003 года, поскольку в указанный период отсутствовали какие-либо законно установленные нормативы платы.

Ссылка налогового органа на то, что определением Конституционного Суда РФ от 10.12.02 N 284-О постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 сохраняет силу как не противоречащее Конституции РФ, не опровергает вывод суда, а подтверждает право Правительства РФ утверждать порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды и, следовательно, в соответствии с установленным порядком признавать те или иные нормативы недействующими.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.0304 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33655/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.