Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.07.2004 N Ф09-2131/04-ГК по делу N А47-344/02 Государственным заказчиком по государственному контракту выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 июля 2004 года Дело N Ф09-2131/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Оренбургской области на решение от 22.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-344/02 по иску ОАО “Оренбурггеология“ к Администрации Оренбургской области, Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области, Финансовому управлению администрации Оренбургской
области о взыскании 15748347 руб.

В судебном заседании приняли участие представители: ОАО “Оренбурггеология“ - Ромаданова О.Д., начальник юридического отдела (доверенность N 93 от 22.12.2003); Главного управления природных ресурсов - Старостина О.М., начальник юридического отдела (доверенность N 19/27 от 06.08.2002); Администрации Оренбургской области - Варламова О.А., консультант государственного правового комитета (доверенность N 01/20-1092 от 30.12.2003).

Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

ОАО “Оренбурггеология“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Администрации Оренбургской области, Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области, Финансовому управлению администрации Оренбургской области о взыскании 15748347 руб. задолженности по оплате выполненных работ по договору N 144/2001 от 06.04.2001 на производство геологоразведочных работ.

Решением от 22.01.2004 с Администрации Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области взыскано 14868347 руб. основного долга. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2004 решение от 22.01.2004 оставлено без изменения.

Администрация Оренбургской области с решением и постановлением не согласна, просит их отменить, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению, нарушение судом п. 3 ст. 308, ст. 525 ГК РФ.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, между Комитетом природных ресурсов по Оренбургской области (областной государственный заказчик) и ОАО “Оренбурггеология“ (подрядчик) заключен договор N 144/2001 от 06.04.2001 на производство геологоразведочных работ, согласно которому подрядчик обязался выполнить геологоразведочные работы в соответствии с пообъектным планом работ, утвержденным “Государственной территориальной программой геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Оренбургской области на 2001 г.“ (далее - Государственная
программа). Согласно п. 3.8 договора собственником геологической информации, полученной по настоящему договору, является Российская Федерация и Оренбургская область.

В соответствии с условиями названного договора Комитет природных ресурсов по Оренбургской области, правопреемником которого является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области, обязался произвести оплату выполненных работ по мере поступления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в областном бюджете и направляемых Финансовым управлением Администрации Оренбургской области на соответствующий счет заказчика в пределах ежегодных бюджетных ассигнований, на основании согласованных с Администрацией Оренбургской области и утвержденных заказчиком сводных реестров.

Истцом работы по договору выполнены надлежащим образом на общую сумму 15748347 руб., что подтверждается актами приемки работ и сводным реестром N 1, утвержденным заказчиком. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области оплату выполненных работ произвело частично, задолженность составила 14868347 руб.

Согласно п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Государственным заказчиком по государственному контракту выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами (ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что договор N 144/2001 от 06.04.2001 не имеет характер государственного заказа, так как не соответствует природе государственного контракта, что администрация не является стороной данного договора, что Государственная программа не утверждена в установленном порядке в связи с
отсутствием полномочий по ее утверждению у заместителя главы администрации Плохотнюка Б.В., и другие доводы были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку. Из условий названного договора и иных материалов дела следует, что геологоразведочные работы носят характер государственного заказа, поскольку выполнение работ производится в интересах и за счет средств Оренбургской области в лице Администрации Оренбургской области, а собственником полученной геологической информации является Российская Федерация и Оренбургская область.

Поскольку в качестве финансирования работ по договорам указаны отчисления из федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в областном бюджете, и судом установлено, что денежные средства в соответствии с Законом Оренбургской области от 09.01.01 N 764/229-ОЗ “Об областном бюджете на 2001 год“ от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступили в областной бюджет в размере, достаточном для покрытия расходов на проведение работ, предусмотренных Государственной программой, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскал задолженность по оплате работ с Администрации Оренбургской области за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. В связи с тем, что в данном случае обязательства сторон возникли из гражданско-правовых отношений, а именно из договора подряда, Администрация Оренбургской области не может быть освобождена от уплаты государственной пошлины.

Решение от 22.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 Арбитражного суда Оренбургской области подлежат изменению в части распределения судебных расходов.

В остальной части решение от 22.01.2004 и
постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 являются законными, нарушений судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-344/02 изменить в части распределения судебных расходов.

Взыскать с Администрации Оренбургской области в доход федерального бюджета 85293 руб. в уплату госпошлины по иску, 42646 руб. - в уплату госпошлины по апелляционной, и 42646 руб. - в уплату госпошлины по кассационной жалобам.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения.