Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2004 N А56-5673/04 Поскольку правила внутреннего контроля направлены обществом, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, в Комитет РФ по финансовому мониторингу с пропуском установленного законом срока, необоснован вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2004 года Дело N А56-5673/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Кирилловой И.И., при участии от МРУ КФМ России по СЗФО Аркана П.Ю. (доверенность от 20.04.04), от ЗАО “ПКО “Ласточка“ Ф.И.О. В.В. (протокол общего собрания акционеров от 15.06.04) и Лифшица А.Л. (доверенность от 30.08.04), рассмотрев 31.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу в Северо-Западном федеральном округе на решение от 18.03.04 (судья Демина И.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 10.06.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5673/04,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Производственно-коммерческое объединение “Ласточка“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального управления Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу в Северо-Западном федеральном округе (далее - Управление) от 23.01.04 N 06-03/18-1, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 18.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.04, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и в удовлетворении заявления Общества отказать.

Податель жалобы указывает на неправильное применение судом норм законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также на свое несогласие с выводом суда об отсутствии события административного правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, представители Общества возразили против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатам которой 31.12.03 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ, и о проведении административного расследования, а 14.01.04 составлен протокол об административном правонарушении.

Из содержания названного протокола следует, что Общество в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее - Закон) несвоевременно выполнило обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.03 N 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом“ (далее - Постановление N 6) в части организации внутреннего контроля, а именно нарушило сроки разработки и согласования правил внутреннего контроля.

Постановлением Управления от 23.01.04 N 06-03/18-1 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Считая постановление незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ состав правонарушения образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления N 6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу Постановления.

Согласно пункту 2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - Комитет) в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля предполагает утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации и последующее представление их на согласование в уполномоченный орган в сроки, установленные Постановлением N 6.

Постановление N 6 опубликовано в “Российской газете“ 15.01.02 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ вступило в силу.

Общество зарегистрировано 23.11.93 и, следовательно, не позднее 15.02.03 было обязано разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 20.02.03 - представить их на согласование в Комитет.

Правила внутреннего контроля, имеющиеся в материалах дела, утверждены 01.10.02, однако в Комитет направлены лишь 10.09.03, т.е. с пропуском установленного срока.

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего согласования Обществом правил внутреннего контроля с Комитетом, что подтверждает факт нарушения законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

Таким образом, следует признать ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии события
административного правонарушения, вменяемого заявителю.

При таких обстоятельствах оспариваемые решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене.

В связи с тем, что в нарушение части 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом не были проверены полномочия административного органа, принявшего оспариваемое решение, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков привлечения к административной ответственности, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует выполнить требования статьи 211 АПК РФ, а также исходя из оценки конкретных обстоятельств установить, не является ли совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5673/04 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

АФАНАСЬЕВ С.В.

Судьи

ИЗОТОВА С.В.

КИРИЛЛОВА И.И.