Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2004 N Ф09-1302/04-АК по делу N А07-16545/03 Положения Федерального закона утрачивают силу и не подлежат применению после провозглашения Определения Конституционного Суда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 апреля 2004 года Дело N Ф09-1302/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку на решение от 13.01.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-16545/03 по заявлению ЗАО “Стерлитамакский нефтехимический завод“ к ИМНС РФ по г. Стерлитамаку о признании незаконными действий налогового органа.

От заявителя и заинтересованного лица, уведомленных о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились. Ходатайств не поступило.

Закрытое акционерное общество “Стерлитамакский нефтехимический завод“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к ИМНС РФ по г. Стерлитамаку с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе от проведения зачета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 140143 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в части зачисления в республиканский бюджет и об обязании ИМНС произвести соответствующий зачет.

Решением от 13.01.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции решение от 13.01.2003 не пересматривалось.

ИМНС РФ по г. Стерлитамаку с решением арбитражного суда не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости Российских денежных знаков и масштаба цен“.

Законность судебного акта проверена в порядке ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, 27.08.2003 ЗАО “Стерлитамакский нефтехимический завод“ подано заявление о возврате из бюджета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2001 - 2002 годы в сумме 140143 руб.(в том числе: за 2001 год - 21605 руб., за 2002 год - 118538 руб.).

В обоснование своих требований налогоплательщик указал на то, что при исчислении налога за указанный период использовались ставки, установленные Законом Республики Башкортостан от 05.11.1993 N ВС-21/27 “О дорожном фонде Республики Башкортостан“, которые превышали ставки, установленные Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, а также не учитывался Указ Президента РФ от 04.08.1997
N 822 “Об изменении нарицательной стоимости Российских денежных знаков и масштаба цен“.

Письмом от 12.09.2003 N 0014-08-4/9352 налоговый орган отказал в удовлетворении заявления общества.

Полагая, что налоговая инспекция незаконно отказала в зачете средств, ЗАО “Стерлитамакский нефтехимический завод“ обратилось в Арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, руководствуясь Определением Конституционного Суда от 10.04.2002 N 107-О и Указом Президента РФ от 04.08.1997 N 822 пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно применил ставку спорного налога, установленную федеральным законом, на весь проверяемый период, и обоснованно произвел пересчет платежей, исходя из нового масштаба цен.

Определением Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 107-О признан неконституционным и не подлежащим применению пункт 5 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, позволяющий субъектам РФ увеличивать (уменьшать) ставки налога с владельцев транспортных средств, поскольку положения указанного пункта не соответствуют статьям 57 и 75 Конституции РФ.

На основании ч. 4 ст. 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ определение является одним из видов решений Конституционного Суда РФ. Статьей 79 Федерального конституционного закона установлено, что решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения.

При вынесении решения судебной инстанцией не учтено, что, исходя из содержания указанного определения, положение п. 5 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ утрачивает силу и не подлежит применению после провозглашения вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ, с 10.04.2002, то есть на будущее время, что соответствует общепринятой Конституционным Судом РФ практике исполнения и вступления в силу судебных актов Конституционного Суда РФ, влияющих на уже исполненные бюджеты (Постановление КС РФ
от 18.02.1997 N 3-П).

Таким образом, суммы налога с владельцев транспортных средств, уплаченные заявителем в 2001 году и до 10 апреля 2002 года, не подлежат зачету, отказ налогового органа в пересчете сумм названного налога в указанной части является правомерным.

Поскольку судом не установлена сумма налога, уплаченная налогоплательщиком после 10.04.2002, дело в части признания незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе зачета излишне уплаченного спорного налога за 2002 год, подлежит направлению на новое рассмотрение.

Вывод суда о правомерности самостоятельного проведения налогоплательщиком пересчета платежей на основании Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 также не соответствует действующему законодательству.

Ставки налога с владельцев транспортных средств установлены Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, который принят в 1991 году. Изменения в данный закон в установленном порядке не вносились.

Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ установил необходимость пересчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.1998, исходя из нового масштаба цен, но не ставок налога, установленных в фиксированных суммах.

В пункте 15 данного постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено до 01.10.1997 подготовить порядок пересчета установленных в твердых (фиксированных) суммах ставок (тарифов) страховых взносов и платежей по обязательным и добровольным видам государственного имущественного и личного страхования, исходя из нового масштаба цен. Однако, такого поручения в отношении определения порядка пересчета ставок налогов, установленных в твердых (фиксированных) суммах, названное постановление не содержит.

Пунктом 49 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления
и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ ставки налога, установленные статьей 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, определены в тех же размерах, которые существовали до деноминации российского рубля.

При таких обстоятельствах, следует признать, что налогоплательщики не вправе произвольно изменять ставки налога с владельцев транспортных средств, исходя из нового масштаба цен.

Следовательно, эти ставки налога должны применяться в тех размерах, которые установлены федеральным законом.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 288 АПК РФ решение арбитражного суда подлежит отмене в части признания незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в отказе проведения зачета налога с владельцев транспортных средств за 2001 год в размере 21605 руб. В остальной части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду необходимо установить сумму спорного налога, уплаченную налогоплательщиком в период с 10.04.2002 по 31.12.2002, выделив из нее разницу между суммой налога, исходя из расчета по ставкам, установленным федеральным законом и законом Республики Башкортостан, принять новый судебный акт в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.01.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-16545/03 в части признания незаконными действий Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку, выразившихся в отказе проведения зачета налога с владельцев транспортных средств за 2001 год в размере 21605 руб. отменить.

В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.

В части признания незаконными действий Инспекции МНС РФ по г. Стерлитамаку, выразившихся в отказе проведения зачета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.