Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 18.02.2004 N Ф09-361/04-АК по делу N А71-223/03 Суд первой инстанции исходил из правомерности решения налогового органа, поскольку в целях налогообложения вычеты всех транспортных расходов из стоимости экспортных поставок законодательством, действовавшим в проверяемом периоде, предусмотрены не были.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 февраля 2004 года Дело N Ф09-361/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска на постановление апелляционной инстанции от 12.11.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-223/03.

В судебном заседании принял участие представитель ОАО “Удмуртская национальная нефтяная компания“ - Попов В.А., по доверенности от 26.01.04 N 143.

Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного
о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Ходатайств не поступило.

ОАО “Удмуртская национальная нефтяная компания“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Инспекции МНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска о признании недействительными решения от 11.04.2003 N 8 и требований от 17.04.2003 N 2871, N 2872 в части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и внесения платежей за право на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых за 2001 год.

Решением суда от 08.09.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2003 того же суда решение изменено. Признаны незаконными решение Инспекции МНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска от 11.04.2003 N 8 о привлечении к ответственности ОАО “Удмуртская национальная нефтяная компания“ и требования от 17.04.2003 N 2872, N 2871 в части доначисления отчислений на ВМСБ за 2001 год, штрафов и пени на эту сумму. В остальной части решение оставлено без изменения.

Инспекция МНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска с постановлением апелляционной инстанции не согласна, просит в кассационной жалобе постановление от 12.11.03 отменить в части удовлетворения заявленных требований, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение ст. 801 ГК РФ, и нарушение ст. 44 Закона РФ “О недрах“, ст. 1 закона РФ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“, п. 14 Инструкции ГНС РФ от 31.12.96 N 44.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Первомайскому району г. Ижевска по
результатам проведения выездной налоговой проверки ОАО “Удмуртская национальная нефтяная компания“ составлен акт от 14.03.2003 N 18/1дсп, и принято решение от 11.04.2003 N 8 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для начисления и взыскания за 2001 год оспариваемых сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 740211,2 руб., пени за неуплату налога в сумме 325263,1 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 148042,2 руб. послужил вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой базы на величину услуг по выполнению заказа и диспетчеризации в сумме 7313215 руб., что повлекло неполную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 731321,5 руб., а также занижении налоговой базы по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в отношении полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002 года, средства в оплату которых поступили после 1 января 2002 года на сумму 88897 руб., что повлекло неполную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 8890 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2001 год, соответствующих сумм пени и штрафа, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого решения, поскольку в целях налогообложения вычеты всех транспортных расходов из стоимости экспортных поставок законодательством, действовавшим в проверяемом периоде, не предусмотрены.

Отменяя решение в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу ст. 801 ГК РФ услуги по выполнению заказа и диспетчеризации относятся к условиям о транспортно-экспедиционном обслуживании и, являясь транспортно-экспедиционными услугами в целях налогообложения, подлежат исключению из стоимости экспортных поставок.

Данный вывод суда апелляционной инстанции
является ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции ГНС от 31.12.1996 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы“ при реализации недропользователем первого товарного продукта в счет экспортных поставок размер отчислений определяется, исходя из стоимости экспортных поставок за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов за транспортировку на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку нефти, тарифы на слив и налив нефти, расходы на оплату услуг порта, транспортно-экспедиционные услуги.

Под тарифом на перекачку принимается тарифная ставка на перекачку нефти, утвержденная Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 27.12.2000 N 80/1 “Об утверждении тарифов на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов ОАО “Транснефть“, а не тарифная ставка за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации.

Указанным Постановлением установлены тарифы за услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти. Двухставочный тариф за услуги по перекачке нефти состоит из тарифной ставки за перекачку нефти и тарифной ставки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации.

Исключение всех транспортных расходов из стоимости экспортных поставок установленным порядком определения размера отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы не предусмотрено.

Поскольку услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти относятся к деятельности в сфере транспортировки нефти, не являясь транспортно-экспедиционными услугами, вывод суда апелляционной инстанции о применении ст. 801 ГК РФ противоречит ст. 11 НК РФ, ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, ст. 44 Закона РФ “О недрах“, п. п. 12, 14 Инструкции ГНС от 31.12.96 N 44, Постановлению ФЭК РФ от 27.12.2000 N 80/1.

Между тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в нарушение п. 14 Инструкции
ГНС от 31.12.96 N 44 занижена налоговая база на стоимость услуг по выполнению заказа и диспетчеризации, что привело к неполной уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа обоснованно признано правомерным, а доводы заявителя несостоятельными.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что жалоба налогового органа является обоснованной и подлежит удовлетворению. На основании п. 2 ст. 288 АПК РФ ввиду неправильного применения норм материального права постановление апелляционной инстанции по делу следует отменить, решение суда - оставить в силе.

В части платежей за право на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых за 2001 год судебные акты не обжалуются.

На основании ст. 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций в сумме 2500 руб. и по кассационной жалобе в сумме 500 руб.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 12.11.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-223/03 отменить.

Решение от 08.09.2003 по данному делу оставить в силе.

Взыскать с ОАО “Удмуртская национальная нефтяная компания“ в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2500 руб. за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций и в сумме 500 руб. - по кассационной жалобе.