Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2004 N Ф09-3946/2003-ГК по делу N А71-128А/2003 Удовлетворяя иск о взыскании убытков от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии за счет казны Республики, арбитражный суд исходил из того, что уполномоченными органами субъекта Российской Федерации не выполнена возложенная на них обязанность по полному компенсированию денежных средств организациям, предоставляющим льготы на основании действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 января 2004 года Дело N Ф09-3946/2003-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение от 27.08.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-128А/2003 по иску унитарного муниципального предприятия “Камбарские электрические сети“ (далее УМП “КЭС“) к отделу социальной защиты населения Камбарского района Удмуртской Республики, Министерству финансов Удмуртской Республики (далее Минфин УР), с участием третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики о взыскании 230097 руб. 23 коп.

В судебном заседании приняли участие представители: УПМ “КЭС“ - Войтко А.Г. по доверенности N 7 от 08.04.2003; Минфина УР - Антонова О.Ю. по доверенности N 2 от 08.01.2004; третьего лица - Микрюкова О.Н. по доверенности N 73 от 01.09.2003.

Отдел социальной защиты населения Камбарского района, извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда, ходатайств не заявлено.

УМП “КЭС“ обратилось в арбитражный суд с иском к Минфину УР о взыскании 230097 руб. 23 коп. убытков от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии за период с августа 2002 года по февраль 2003 года на основании положений Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ и Федерального закона “О ветеранах“.

До начала рассмотрения спора сумма иска снижена истцом до 181853 руб. 81 коп.

Решением от 27.08.2003 исковые требования в сумме 181853 руб. 81 коп. удовлетворены за счет Министерства финансов Удмуртской Республики.

В суде апелляционной инстанции настоящее дело не пересматривалось.

Минфин УР с решением не согласен, просит названный судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на необоснованное неприменение судом ст. ст. 4, 5, 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“, ст. ст. 83, 180 Бюджетного кодекса РФ. Оспаривая судебный акт, кассатор полагает, что обязанность по финансированию расходов от предоставления льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ возложена исключительно на бюджет Российской Федерации. В отношении льгот,
установленных Федеральным законом “О ветеранах“, заявитель жалобы указывает, что обязанность по их финансированию исполнена Минфином УР в объеме средств, запланированных на эти цели в бюджете текущего года.

Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, изучив материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены решения не имеется.

Как усматривается из материалов дела, в период с августа 2002 года по февраль 2003 года УМП “КЭС“ на основании ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“, ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ предоставляло льготы в размере 50% по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан.

В результате недостаточного компенсирования уполномоченными органами из соответствующего бюджета фактически предоставленных ветеранам и инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (электрической энергии) у истца образовались убытки в сумме 181853 руб. 81 коп., которые последний просит взыскать с Минфина УР в судебном порядке.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Удмуртской Республики, арбитражный суд исходил из того, что уполномоченными органами субъекта Российской Федерации не выполнена возложенная на них обязанность по полному компенсированию денежных средств организациям, предоставляющим льготы на основании действующего законодательства.

Федеральным законом “О ветеранах“ (пп. “а“, “б“ п. 2 ст. 10) предусмотрено, что возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, взыскание организациями, фактически предоставляющими льготы на основании соответствующих нормативных правовых актов, убытков от предоставления льгот ветеранам должно производиться за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

При таких обстоятельствах, учитывая, что недостаточное
компенсирование затрат от предоставления льгот по оплате электрической энергии явилось следствием ненадлежащего исполнения Удмуртской Республикой своих обязанностей, возложенных на субъект Российской Федерацией на основании Федерального закона, вывод арбитражного суда о взыскании суммы фактически предоставленных льгот (убытков) ветеранам за счет средств бюджета Удмуртской Республики за спорный период является правомерным (ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ).

В части разрешения спора о взыскании убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ настоящий спор также разрешен арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством.

Положениями статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детейинвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.

Источник (соответствующий бюджет) компенсирования энергоснабжающим и эксплуатирующим организациям денежных средств от предоставления предусмотренных льгот названным Федеральным законом не определен.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены “Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг“ (далее Правила), пунктом 16 которых источник и порядок компенсирования расходов, связанных с предоставлением льгот, установлен в зависимости от того, в каком жилищном фонде проживают названные лица.

Названным пунктом федеральное Правительство, не определяя источник покрытия, предусмотрело, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования, возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.

Льготы по оплате инвалидам жилищно-коммунальных услуг предусмотрены федеральным законодателем (п. 17 ст. 4, ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“).

Учитывая нормы ст. ст. 1, 9 Федерального закона “О принципах
и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ“, принцип самостоятельности бюджетов, а также положения п. 16 Правил следует констатировать, что федеральным законодателем установлено право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления лишь на установление порядка возмещения рассматриваемых льгот, в то время как обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот лежит на федеральном бюджете.

В соответствии со ст. ст. 15, 16 ГК РФ убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.

Таким образом, исходя из предмета заявленного иска и специфики возникающих при компенсировании расходов от предоставления льгот правоотношений, заключающихся в сочетании норм публичного и частного (гражданского) права, а также множественности субъектов - органов государственной власти, ответственных за реализацию норм, предусматривающих предоставление льгот с одновременным компенсированием расходов энергоснабжающим и эксплуатирующим организаций, следует, что удовлетворение требований об убытках ставится в зависимость от наличия (отсутствия) в действиях (бездействиях) ответственных за исполнение законодательных положений уполномоченных органов, в том числе, напрямую не связанных с действиями по выделению средств по компенсированию убытков от предоставления льгот, вины, как обязательного признака состава гражданского правонарушения. То есть, иск об убытках может быть удовлетворен не только за счет уполномоченного органа, ответственного за выделение средств из соответствующего бюджета, а также за счет иных органов, в том, числе, ответственных за определение порядка компенсирования средств, их доведения и фактического распределения до лиц, фактически оказывающих предусмотренные Федеральным законом льготы.

Пунктом 16 постановления Правительства РФ N 901
от 27.07.1996 на органы государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по определению порядка возмещения расходов от льгот, предоставляемых на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“, в домах жилищного фонда, находящегося в собственности субъекта РФ и соответствующих муниципальных образований.

Указанное обстоятельство объясняется наличием у субъекта Российской Федерации более полной информации о количестве лиц, обладающих правом на льготу, а также объеме денежных средств, необходимых для компенсирования расходов от предоставления льгот.

Между тем до настоящего времени Удмуртской Республикой не разработано соответствующего порядка, определяющего процедуру обращения лиц, предоставляющих льготы, в уполномоченные органы власти, перечень документов, подтверждающих факт предоставления льгот и количество льготников, а также процедуру и сроки перечисления денежных средств в счет компенсирования расходов от предоставления льгот, исходя из фактических объемов.

Удмуртская Республика, не исполняя возложенные на нее обязанности по определению вышеуказанного порядка, не обладая информацией о размере денежных средств, требуемых для компенсирования расходов от предоставления льгот по фактическим объемам, не обращается также и к уполномоченным органам Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных ресурсов, что следует из материалов дела.

Указанные обстоятельства указывают на неисполнение (бездействие) уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики своих обязанностей, что, однако, не может являться основанием, влекущим умаление прав граждан на предоставление последним льгот, предусмотренных Федеральным законом, а также соответствующих лиц, обязанных предоставлять такие льготы с последующей их компенсацией по фактическим расходам.

Таким образом, с учетом предмета заявленного иска выводы Арбитражного суда Удмуртской Республики о возникновении у МУП “КЭС“ убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ в результате бездействия органов государственной власти Удмуртской Республики,
не исполняющих возложенные на них действующим законодательством обязанности, является правомерными (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).

Доводы кассационной жалобы отклоняются как противоречащие нормам права и материалам дела.

Учитывая изложенное, решение суда отмене либо изменению в соответствии со ст. 288 АПК РФ не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.08.2003 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-128А/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.