Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2004 N 45-Г04-1 Об оставлении без изменения решения Свердловского областного суда от 01.12.2003, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 08.05.2003 N 277-ПП “О внесении изменений в областную государственную целевую программу “Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2004 года

Дело N 45-Г04-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Хаменкова В.Б.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Свердловэнерго“ об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 8 мая 2003 года N 277-ПП “О внесении изменений в областную государственную целевую программу “Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“, по кассационной жалобе открытого акционерного обществ “Свердловэнерго“ на решение Свердловского областного суда от 1 декабря 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей Свердловэнерго М. и Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Свердловской области З. и С., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда обоснованным. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

31 июля 2002 года Правительством Свердловской области было принято постановление N 1086-ПП “Об утверждении областной государственной целевой программы “Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“.

8 мая 2003 года Правительством Свердловской области было принято постановление N 277-ПП “О внесении изменений в областную государственную целевую программу “Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 которого работодатели, не выполняющие квоту по приему на работу инвалидов, ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату
за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, в размере 2066 рублей. Сумма обязательной платы за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов исчисляется работодателями самостоятельно, ежемесячно, исходя из количества инвалидов, подлежащих трудоустройству в счет квоты, с учетом трудоустроенных или уже работающих в организации, и размера платы.

Открытое акционерное общество (ОАО) “Свердловэнерго“ обратилось в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 3 пункта 1 вышеуказанного постановления Правительства Свердловской области. В обоснование заявления представители заявителя указали, что постановление Правительства Свердловской области противоречит действующему законодательству, нарушает права, свободы и законные интересы ОАО в сфере экономической деятельности, право на свободное использование имущества для предпринимательской деятельности и право частной собственности, поскольку возлагает на работодателей, в том числе на ОАО “Свердловэнерго“ незаконную обязанность по перечислению в бюджет ежемесячной платы в размере 2066 рублей за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Оспариваемое положение постановления Правительства Свердловской области противоречит действующему законодательству: пункту 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, так как данный платеж обладает всеми признаками налога, который может быть установлен только законом субъекта Российской Федерации; статье 2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в силу которой социальная защита инвалидов является обязанностью государства, связанной с осуществлением им своей социальной функции, и не может финансироваться за счет средств юридических лиц; а также статьям 214 - 216 Гражданского кодекса РФ, регулирующим право собственности, поскольку собственнику в соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Решением Свердловского областного суда от 1 декабря 2003 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления открытому акционерному
обществу “Свердловэнерго“ об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 8 мая 2003 года N 277-ПП “О внесении изменений в областную государственную целевую программу “Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обязанность работодателей по внесению в бюджет субъекта Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты установлена Федеральным законом. Во исполнение ст. 21 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ Правительством Свердловской области принято оспариваемое заявителем постановление.

Суд правильно пришел к выводу, оснований для признания недействующим постановления Правительства Свердловской области, оспариваемого заявителем, не имеется, поскольку оно принято уполномоченным органом государственной
власти, соответствует требованиям федерального и областного законодательства, не нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы заявителя.

Суд тщательным образом проверил доводы заявителя о недействительности оспариваемого нормативного акта.

В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, в том числе и юридического лица, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В связи с этим вещные права заявителя ограничены на основании закона.

Доводы заявителя о противоречии постановления Правительства Свердловской области статье 2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в соответствии с которой социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, являются несостоятельными. Статьей 24 указанного Федерального закона в вышеперечисленных целях на работодателей возложена обязанность в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В случае невозможности выполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места Федеральным законом в качестве альтернативы установлена обязанность по ежемесячному внесению в бюджет субъекта Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты для создания рабочих мест для инвалидов на других предприятиях.

Кроме того, Законом Свердловской области от 27 декабря 2002 года N 60-ОЗ “Об областном бюджете на 2003 год“ предусмотрено, что финансирование части расходов на выполнение областной государственной целевой программы “Развитие учреждений социальной
защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области на 2003 год“, осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области, в пределах суммы, равной сумме средств, поступающих в областной бюджет в виде обязательной платы, вносимой работодателями в случае невыполнения или невозможности выполнения ими квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренной законодательством Свердловской области.

Предусмотренные платежи не носят налоговый характер по смыслу пункта 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, что убедительно мотивировано в решении суда.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.

Также по изложенным выше мотивам не подлежит удовлетворению ходатайство заявителя об обращении в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Свердловского областного суда от 1 декабря 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного обществ “Свердловэнерго“ - без удовлетворения.