Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2004 N 3-Г04-12 Производство по делу о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Коми “Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара“ от 04.06.2004 N 24-РЗ прекращено, так как на момент рассмотрения дела нормы оспариваемого Закона не действовали, а потому дело не может быть рассмотрено и разрешено в порядке гражданского судопроизводства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 ноября 2004 года

Дело N 3-Г04-12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям К.А., К.Л., Р., Б., М.П., М.Э. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Коми “Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара“ от 4 июня 2004 года N 24-РЗ по кассационным жалобам М.П., К.Л., М.Э. на решение Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения М.П. по кассационной жалобе, возражения представителей Главы Республики Коми О. и Государственного Совета Республики Коми Ч., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К.А., К.Л., Р., Б., М.П. и М.Э. обратились в Верховный Суд Республики Коми с заявлениями о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Коми “Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара“ от 4 июня 2004 года N 24-РЗ, ссылаясь на то, что в нарушение норм действующего федерального и республиканского законодательства о местном самоуправлении и административно-территориальном и муниципальном устройстве Эжвинский район г. Сыктывкара был преобразован в город районного значения с изменением границ муниципального образования “Город Сыктывкар“ без учета мнения и интересов всего населения г. Сыктывкара.
Заявители М.П. и М.Э. помимо приведенных выше доводов ссылались также на несоблюдение положений градостроительного и земельного законодательства при установлении черты (границы) города районного значения в границах Эжвинского района г. Сыктывкара.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2004 года постановлено: заявления К.А., К.Л., Р., Б., М.П., М.Э. удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и законодательству Республики Коми и недействующими с момента принятия ст. 4 Закона Республики Коми “Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара“ от 4 июня 2004 года N 24-РЗ и утвержденное данной нормой картографическое описание границ города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований заявителей в части, суд сослался на то, что образование города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара без какого-либо изменения правового положения, статуса, границ и территорий муниципальных образований “Город Сыктывкар“ и “Эжвинский район города Сыктывкара“ не является преобразованием указанных муниципальных образований и поэтому не попадает под предмет регулирования ст. 13 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1998 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. 7 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ от 16 июня 1998 года N 25-РЗ с последующими изменениями и дополнениями и ст. 12 Закона Республики Коми “Об административно-территориальном, муниципальном устройстве и о наименованиях
географических объектов Республики Коми“ от 8 июня 2000 года N 37-РЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Однако данный вывод суда противоречит нормам Конституции Республики Коми, в частности ст. 70, которой предусмотрено, что административно-территориальное устройство находится в исключительном ведении Республики Коми. Изменение административно-территориального устройства не отнесено к вопросам местного значения.

Эжвинский район является составной частью города Сыктывкара, а не самостоятельным населенным пунктом, а потому любые действия по изменению статуса названных поселений являются преобразованием, что подпадает под действие и регулируется нормами Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1998 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми“ от 16 июня 1998 года N 25-РЗ с последующими изменениями и дополнениями и Закона Республики Коми “Об административно-территориальном, муниципальном устройстве и о наименованиях географических объектов Республики Коми“ от 8 июня 2000 года N 37-РЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Следовательно, учет мнения населения МО “Город Сыктывкар“ и МО “Эжвинский район города Сыктывкара“ в силу ст. 12 Закона Республики Коми “Об административно-территориальном, муниципальном устройстве и о наименованиях географических объектов Республики Коми“ был обязателен для решения вопроса об образовании нового города районного значения, а правом принимать решение о проведении опросов по поводу изменений административно-территориального устройства наделены органы государственной власти республики.

Суд признал противоречащими федеральному законодательству ст. 4 оспариваемого Закона и утвержденное данной нормой картографическое описание границ города районного значения.

Однако суд не проверил и не дал оценки доводам заявителей о возможности создания одного города в границах другого города, что имеет значение для правильного рассмотрения дела.

При таких
обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

При рассмотрении дела в кассационном порядке заявителем М.П. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что Конституционный Суд Республики Коми признал неконституционным оспариваемый Закон.

Судебная коллегия считает, что ходатайство подлежит удовлетворению.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года Закон Республики Коми “Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара“ от 4 июня 2004 года N 24-РЗ признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее ст. ст. 7 ч. ч. 1 и 2, 15 ч. 1, 33 ч. 2, 64 ч. 2 и 65 в той мере, в которой Закон принят без учета мнения населения города Сыктывкара.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в кассационном порядке нормы оспариваемого Закона не действовали и не могут нарушать права и свободы заявителей, а потому настоящее дело не может быть рассмотрено и разрешено в порядке гражданского судопроизводства и подлежит прекращению производством.

Руководствуясь ст. ст. 361, 220 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 11 августа 2004 года отменить.

Производство по делу по заявлениям К.А., К.Л., Р., Б., М.П., М.Э. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Коми “Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара“ от 4 июня 2004 года N 24-РЗ прекратить.