Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2004 N 80-Г04-10 Заявление об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы администрации Ульяновской области удовлетворено, так как кандидатом не были соблюдены сроки предоставления документов, необходимых для регистрации.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 ноября 2004 года

Дело N 80-Г04-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Маслова А.М.,

Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. об отмене постановления избирательной комиссии Ульяновской области о регистрации кандидатом на должность главы администрации Ульяновской области М., 1954 года рождения, по кассационной жалобе представителя И. по доверенности И.Ю. на решение Ульяновского областного суда от 12 ноября 2004 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителя И. - С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

И., зарегистрированный кандидат на должность главы администрации Ульяновской области, обратился в Ульяновский областной суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии Ульяновской области от 27 октября 2004 года N 12/183-3 “О регистрации кандидата на должность главы администрации Ульяновской области М., 1954 года рождения“, ссылаясь на то, что при самовыдвижении и регистрации кандидата были допущены нарушения действующего избирательного законодательства.

В обоснование заявленного требования И. указал, что в нарушение требований п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 25 Закона Ульяновской области “О выборах главы администрации Ульяновской области“ и положений Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации“ М. не были представлены все требуемые законом документы для регистрации.

Так, им не были представлены оформленное надлежащим образом заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы администрации области, поскольку в заявлении не были указаны сведения. По полученном образовании, и документ, подтверждающий эти сведения по мнению заявителя, заявление о согласии баллотироваться в обязательном порядке должно содержать все сведения, указанные в пункте 2 статьи 33 названного Федерального закона, в том числе и сведения об образовании, эти сведения должны быть подтверждены документами, а отсутствие этих сведений и документов, подтверждающих их, в силу пп. “в“ п. 23 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ является основанием для отказа в регистрации.

И. в обоснование заявления сослался и на нарушения кандидатом М. положений п. “а“ ст. 48 и п. 1 ст. 28 Закона Ульяновской области “О выборах главы администрации Ульяновской области“ и Инструкции “О порядке учета и отчетности, а также формирования, открытия и ведения специальных счетов, учета и отчетности кандидатов о поступлении и расходовании средств избирательных фондов при проведении выборов главы администрации Ульяновской области“. Так, в установленный законом срок для предоставления документов для регистрации (до 18 часов 20 октября 2004 года) кандидатом М. не были представлены Приложения N 4 и 5 к первому финансовому отчету. Кроме того, представленный в избирательную комиссию Ульяновской области первый финансовый отчет подписан не самим кандидатом, а его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, что противоречит названной Инструкции, предусматривающей, что финансовые отчеты подписываются лично кандидатом.

Оспариваемым постановлением избирательной комиссии, по мнению заявителя, нарушен принцип
равенства кандидатов, установленный статьей 39 названного выше Федерального закона, так как в избирательной кампании участвует кандидат М., выдвинутый с нарушением требований избирательного законодательства.

Представители избирательной комиссии Ульяновской области и кандидата М. с заявлением И. не согласились, пояснив в суде первой инстанции, что регистрация кандидата на должность главы администрации Ульяновской области произведена с соблюдением положений действующего избирательного законодательства.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе представитель И. - И.Ю. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Выводы суда о том, что кандидат М. представил все необходимые документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидата на должность главы администрации Ульяновской области и не допустил нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления о регистрации, считает ошибочными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд исходил из того, что обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ульяновской области о выборах, которые могли бы послужить основанием для отказа М. в регистрации кандидатом на должность главы администрации Ульяновской области, не имеется. Основанием для отказа в регистрации является недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона, факт предоставления М. недостоверных сведений не установлен. Отсутствие в заявлении сведений об образовании, документа, подтверждающего сведения об образовании, по мнению суда, не могло служить основанием для отказа в регистрации, поскольку не имеет существенного значения для формирования у избирателей мнения о кандидате. Суд учел то обстоятельство, что 22
октября 2004 года, - до принятия избирательной комиссией Ульяновской области решения о регистрации М. кандидатом на должность главы администрации Ульяновской области его доверенное лицо представил в избирательную комиссию документ об образовании - справку муниципального общеобразовательного учреждения “Вечерняя (сменная) образовательная школа N 1“.

Однако с выводами суда согласиться нельзя.

В соответствии с п. 2 статьи 33 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимости кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 26 Закона Ульяновской области “О выборах главы администрации Ульяновской области.“

В п. 4 ст. 25 Закона Ульяновской области “О выборах главы администрации Ульяновской области“ предусмотрено, что кандидат вместе с документами, необходимыми для выдвижения, также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения, в том числе об образовании.

Согласно
п. 1 ст. 38 названного Федерального закона регистрация кандидата производится помимо прочих обязательных условий при наличии составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона заявления о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

В силу пп. “в“ п. 23 ст. 38 этого же Федерального закона основанием для отказа в регистрации может быть отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата.

С учетом этих положений Закона регистрация кандидата не может быть произведена, если заявление о регистрации кандидата не было представлено либо если оно представлено, но составлено с нарушением требований п. 2 ст. 33 Федерального закона и без предоставления документов, подтверждающих достоверность сведений, которые должны быть указаны в этом заявлении.

избирательное законодательство не предусматривает возможности решать вопрос о регистрации кандидата в зависимости от существенности или несущественности наличия либо отсутствия сведений о кандидате, предусмотренных законом, поэтому вывод суда о том, что отсутствие сведений об образовании кандидата и документа, подтверждающего эти сведения, не может являться основанием для отказа в регистрации, несостоятелен и не мог быть положен в основу решения об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Из материалов дела усматривается, что с учетом положений п. 1 статьи 28 и п. 4 статьи 25 Закона Ульяновской области “О выборах главы администрации Ульяновской области“ все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата на должность главы администрации Ульяновской области, должны быть представлены не позднее 18 часов по местному времени 20 октября 2004 года. Несоблюдение срока по предоставлению документов, необходимых для регистрации кандидата, влечет предусмотренную пп. “в“ п. 23
ст. 38 Федерального закона ответственность.

Судом установлено, что справка об образовании М. была представлена в избирательную комиссию 22 октября 2004 года, за пределами установленного законом срока. Регистрация кандидата М. на основании документа, представленного после 20 октября 2004 года, незаконна, поскольку нарушает закрепленный статьей 39 названного ранее Федерального закона принцип равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.

Справка вечерней (сменной) общеобразовательной школы N 1 от 22 октября 2004 года, представленная в этот же день в избирательную комиссию, о том, что М. обучался в 8 “а“ классе вечерней школы в 1971 - 1972 году и ему было выдано свидетельство об окончании 8 класса, не является документом, отвечающим требованиям ст. 60 ГПК РФ, подтверждающим наличие образования.

В связи с изложенным нельзя согласиться с выводом суда о законности оспариваемого И. постановления избирательной комиссии.

Вывод суда о том, что факт предоставления М. недостоверных сведений не установлен, не мог служить поводом к отказу в удовлетворении требования заявителя, поскольку не был предметом рассмотрения по настоящему делу. Заявителем было заявлено требование о признании незаконным постановления избирательной комиссии на основании пп. “в“ п. 23 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, а не пп. “е“ этой же правовой нормы.

Вместе с тем с выводом в решении суда о том, что М. была выполнена в установленный законом срок возложенная на него обязанность предоставления первого финансового отчета с приложениями N 4 и 5, следует согласиться. Суд проверил доводы заявителя о том, что М. не
выполнена обязанность по представлению приложений к финансовому отчету по форме, установленной Инструкцией “О порядке формирования, открытия и ведения специальных счетов, учета и отчетности кандидатов о поступлении и расходовании средств избирательных фондов при проведении выборов главы администрации Ульяновской области“, утвержденной постановлением избирательной комиссии Ульяновской области N 5/3-3 от 10 сентября 2004 года, но они не нашли подтверждения. Доводы кассационной жалобы, направленные к иной оценке доказательств, подтверждающих этот вывод суда, неосновательны. При таком положении не могли служить основанием для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии доводы заявителя о несоблюдении кандидатом М. требований названной Инструкции.

Учитывая, что при принятии решения по вопросу законности регистрации М. на основании заявления без указания сведений об образовании и без документа об образовании судом были неправильно применены нормы материального права, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене. Поскольку допущенная судом ошибка в применении и толковании норм материального права может быть устранена при рассмотрении дела в кассационном порядке, Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ульяновского областного суда от 12 ноября 2004 года отменить, принять новое решение об удовлетворении требования И. Отменить постановление избирательной комиссии Ульяновской области N 12/183-3 от 27 октября 2004 года “О регистрации кандидата на должность главы администрации Ульяновской области М., 1954 года рождения“.