Решения и постановления судов

Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2004 N КАС04-73 Согласно Федеральному закону “О выборах Президента Российской Федерации“ доверенными лицами кандидата на должность Президента РФ не могут быть лица, замещающие государственные должности категории “А“ или выборные муниципальные должности; должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ считается государственной должностью категории “А“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 марта 2004 г. N КАС04-73

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Толчеева Н.К.,

Нечаева В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 марта 2004 года гражданское дело по жалобе Ж. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 “О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации М.“ по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения Ж. и его представителя адвоката Беляка С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ЦИК России В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Ж. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил отменить решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 об отказе в регистрации его в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации М. по мотиву замещения государственной должности категории “А“, признать незаконным и необоснованным данный
отказ и обязать ЦИК России зарегистрировать его в качестве доверенного лица указанного кандидата.

В обоснование заявленного требования Ж. указал на то, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе заместители Председателя Государственной Думы, каковым он является, не относятся к лицам, замещающим государственные должности категории “А“, которые в силу пункта 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации“ не могут быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации“ доверенными лицами кандидата на должность Президента Российской Федерации не могут быть лица, замещающие государственные должности категории “А“ или выборные муниципальные должности.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории “А“, учреждаются государственные должности категории “Б“, которые включаются
в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

В утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 Перечнях государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами вышеназванного Реестра, содержатся должности, учрежденные для непосредственного обеспечения исполнения полномочий заместителя Председателя Государственной Думы (руководитель Секретариата, советник (помощник) заместителя Председателя Государственной Думы).

Должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрена частью 1 статьи 101 Конституции Российской Федерации, включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 и определяющий государственные должности категории “А“.

Проанализировав указанные правовые нормы в их взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что занимаемая Ж. должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации считается государственной должностью категории “А“, а потому в силу пункта 2 статьи 43 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации“ он не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации М.

С доводом кассационной жалобы о том, что с признанием Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ утратившим силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ государственные должности категории
“А“ перестали официально существовать, согласиться нельзя. Другие положения Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ, предусматривающие утверждение перечня государственных должностей, в том числе категории “А“, учреждение для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности этой категории, государственных должностей категории “Б“, а также Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, включающий государственные должности категории “А“, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, не отменены и продолжают действовать.

Установив, что оспариваемое решение ЦИК России является законным, суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования. Оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ж. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

В.И.НЕЧАЕВ