Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 21.09.2004 N ВКПИ04-74 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта “б“ пункта 3 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 10.08.1999 N 355.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2004 г. N ВКПИ04-74

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда Российской Федерации

генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,

при секретаре -

майоре юстиции Пилипчуке А.А.,

с участием представителя ответчика

Министра обороны Российской Федерации

полковника Герасимчика В.В.,

старшего военного прокурора

отдела Главной военной прокуратуры

полковника юстиции Титова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина С. о признании недействующим пп. “б“ пункта 3 Инструкции “О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части“, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 355 от 10 августа 1999 года (в редакции Приказов МО РФ от 13.04.2001 N 171 и от 25.11.2002 N 468) “О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части“,

установила:

С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывает, что пп. “б“ пункта 3 указанной Инструкции противоречит Федеральному закону “О статусе военнослужащих“, поскольку его применение лишило его и других военнослужащих права на получение
подъемного пособия при переезде к новому месту военной службы.

При этом С. считает, что право на получение подъемного пособия должны иметь военнослужащие, обучавшиеся в военно-учебных заведениях менее года и назначенные на воинские должности после окончания обучения в те же воинские части, откуда они направлялись на обучение. По его мнению, такое право установлено Законом “О статусе военнослужащих“.

Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Министра обороны РФ полковник Герасимчик В.В. возражал против удовлетворения заявления С., указав, что право на получение подъемного пособия установлено п. 3 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, согласно которому оно выплачивается при наличии переезда военнослужащего на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на должность, в связи с зачислением в военно-учебное заведение или в связи с передислокацией части.

Выслушав представителя Министра обороны РФ полковника Герасимчика В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производится выплата подъемного пособия в размере
двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего - гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.

Приказом Министра обороны РФ N 355 от 10 августа 1999 года утверждена Инструкция “О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части“.

Указанная Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ 6 сентября 1999 года N 1889.

Согласно пп. “б“ пункта 3 Инструкции подъемное пособие выплачивается при переезде в другой населенный пункт военнослужащим, назначенным по окончании военно-учебных заведений, срок обучения в которых установлен один год и менее, на воинские должности в воинские части по месту дислокации военно-учебных заведений, в которых обучались военнослужащие, или в другие населенные пункты (за исключением населенных пунктов, где военнослужащие проходили военную службу до направления на обучение).

Наличие в Инструкции указанной нормы обусловлено нижеследующим.

Одним из возможных условий выплаты подъемного пособия военнослужащему при переезде в другой населенный пункт закон определяет зачисление военнослужащего в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года.

Таким образом, закон не признает зачисление военнослужащего в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором менее либо равен одному году, в качестве условия выплаты такого пособия, то есть не признает данное обстоятельство переездом в другой населенный пункт и сменой места жительства военнослужащего.

После окончания учебы в заведении, срок обучения в котором менее
года либо равен одному году, военнослужащий может быть назначен на воинскую должность в воинскую часть, расположенную:

- по месту учебного заведения,

- в другом населенном пункте,

- в населенном пункте, где военнослужащий проходил службу до поступления.

Первые два варианта назначений и предусмотрены оспариваемой нормой в качестве оснований для выплаты подъемного пособия, поскольку они связаны с переездом военнослужащего из населенного пункта, где военнослужащий проходил службу до поступления в учебное заведение, в другой населенный пункт.

А в случае назначения военнослужащего на воинскую должность в воинскую часть, расположенную в населенном пункте, где военнослужащий проходил службу до поступления, он в другой населенный пункт не переезжает, места жительства не меняет, а потому правом на получение подъемного пособия не обладает.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что норма Инструкции, оспариваемая заявителем, не противоречит положениям Федерального закона “О статусе военнослужащих“ и по указанным в заявлении С. основаниям недействующей признана быть не может.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

С. в признании недействующим пп. “б“ пункта 3 Инструкции “О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части“, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 355 от 10 августа 1999 года (в редакции Приказов МО РФ от 13.04.2001 N 171 и от 25.11.2002 N 468) “О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части“, отказать.

Решение
может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.ХОМЧИК