Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 396-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 1 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2004 г. N 396-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ

СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ

И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданина В.В. Тиханова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В
жалобе гражданина В.В. Тиханова оспаривается конституционность части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, в соответствии с которой гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лишь в случаях, предусмотренных данным Законом. По мнению заявителя, названная норма ущемляет его конституционное право на пенсионное обеспечение и тем самым противоречит статьям 7 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, после увольнения в 1988 году, т.е. задолго до принятия названного Закона, из Вооруженных Сил СССР В.В. Тиханов начал получать пенсию за выслугу лет, выплачиваемую в настоящее время на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ (с последующими изменениями и дополнениями).

Центр социального обеспечения при военном комиссариате города Санкт-Петербурга письмом от 22 января 2002 года отказал В.В. Тиханову в просьбе о перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента в соответствии с частью второй статьи 31 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, не согласившись с
его утверждением, что военная служба в течение 10 лет и 2 месяцев в районах Крайнего Севера на атомных подводных лодках должна относиться к работе, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10).

Подтверждая законность и обоснованность данного отказа, Октябрьский суд Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга (решение от 17 февраля 2003 года, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2003 года) исходил из того, что регламентирующий вопросы пенсионного обеспечения раздел VI Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ не содержит указаний на то, что его положения (в том числе положения статьи 31) распространяются на военнослужащих.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ ранее уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.В. Тихановым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного
права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Действие Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, согласно части первой его статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.

Право на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента для военнослужащих названный Закон не предусматривает - его статья 31 предоставляет это право лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, либо проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку N 1 мужчинам и не менее 5 лет - женщинам (Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2005 года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения, признаны утратившими силу).

Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи с особыми условиями труда) назначались по действовавшему до 1 января 2002 года Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации“
(в настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“), который увязывал право на пенсионное обеспечение по старости с достижением определенного возраста, как правило даже при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, и наличием установленной продолжительности общего и (или) специального трудового стажа, закреплял определенный порядок исчисления пенсий, повышения их минимальных и максимальных размеров гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, а также сохранения назначенной с учетом районного коэффициента пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере в случае выезда пенсионера на новое постоянное место жительства. Так, в соответствии с пунктом “а“ части первой его статьи 12 пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку N 1 назначались мужчинам по достижении 50 лет при наличии у них не менее 20 лет общего трудового стажа и не менее 10 лет стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от
возраста, их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.

Частью третьей статьи 48 названного Закона (в редакции Федерального закона от 10 января 2002 года) предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии.

С учетом перечисленных различий пенсий за выслугу лет на военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях, установленная в Законах Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ и “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ дифференциация правил исчисления пенсий с применением районного коэффициента на основании, в том числе, такого критерия, как работа по трудовому договору или военная служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.

Доводы, приведенные В.В. Тихановым в
обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически им ставится вопрос о необходимости расширения круга военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента. Решение этого вопроса относится к компетенции законодателя, а не к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в “Собрании законодательства Российской Федерации“ и “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации“.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ