Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2004 N А13-11990/03-13 Истец не вправе требовать в судебном порядке заключения договора на поставку газа в объеме, превышающем возможности поставщика, поскольку не представил суду доказательств того, что он является покупателем, поставка газа которому в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ не может быть прекращена или уменьшена ниже определенного предела.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2004 года Дело N А13-11990/03-13“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Сосниной О.Г., при участии от ООО “Вологдарегионгаз“ Кравченко Е.П. (доверенность от 31.12.03), Димовой Ю.А. (доверенность от 06.08.04) и Иванина С.Е. (доверенность от 06.08.04), от ОАО “Череповецкий “Азот“ Макарова А.Н. (доверенность от 24.12.03) и Тихомирова Д.А. (доверенность от 18.11.03), рассмотрев 10.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Вологодская региональная компания по реализации газа“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 07.05.04 по делу N А13-11990/03-13 (судьи Ваулина Т.Н., Сахарова Е.Г., Кургин А.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Череповецкий “Азот“ (далее - ОАО “Череповецкий “Азот“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Вологодская региональная компания по реализации газа“ (далее - ООО “Вологдарегионгаз“) о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора поставки газа от 12.11.03 N 10-4-0016/04 (далее - Договор).
Решением от 26.02.04 (судья Митрофанов О.В.) пункты 2.1 и 6.4 Договора приняты в редакции ответчика. Во включении в Договор пункта 9.3 отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение изменено. Пункт 2.1 Договора принят в редакции истца, предусматривающей поставку 296,5 млн куб.м газа в III квартале 2004 года и в таком же объеме в IV квартале 2004 года - в размере установленной брони газопотребления. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО “Вологдарегионгаз“ просит отменить постановление как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Череповецкий “Азот“ просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
До начала рассмотрения дела представители ОАО “Череповецкий “Азот“ заявили ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с проведением с ООО “Вологдарегионгаз“ переговоров о заключении мирового соглашения.
Представители ООО “Вологдарегионгаз“ возражали против удовлетворения ходатайства, указав на то, что соглашение с истцом о заключении мирового соглашения не достигнуто.
Заявленное истцом ходатайство отклонено судом кассационной инстанции в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы, представители истца возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при заключении Договора между сторонами возникли разногласия, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.
На момент рассмотрения спора неурегулированными остались разногласия по пунктам 2.1 и 9.3 Договора.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Суд первой инстанции при определении содержания пункта 2.1 Договора исходил из того, что названный пункт в редакции ООО “Вологдарегионгаз“ устанавливает объем поставляемого истцу природного газа в размере 1102,8 млн куб.м. Этот объем на 2004 год определен для ответчика на основании разработанного и утвержденного баланса газа по Российской Федерации на 2004 год исходя из имеющихся ресурсов газа, что соответствует статьям 4, 8 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ и пунктам 4, 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162 (далее - Правила).
Суд апелляционной инстанции изменил решение и принял пункт 2.1 Договора в редакции ОАО “Череповецкий “Азот“, предусматривающей поставку газа в III и IV кварталах 2004 года по 296,5 млн куб.м - в размере установленной брони газопотребления, указав на то, что ответчик не имел права устанавливать в Договоре объем поставляемого газа ниже брони потребления, назначенной истцу в размере 3150 млн куб.м в сутки.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
В соответствии со статьей 4 Закона о газоснабжении одним из принципов государственной политики в области газоснабжения является государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов, имеющих стратегическое значение.
В развитие этого принципа пункт 5 Правил поставки газа в Российской Федерации предусматривает, что баланс газа по Российской Федерации разрабатывается и утверждается Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации исходя из ресурсов газа и прогноза потребности российских потребителей в топливно-энергетических ресурсах. Баланс газа по России носит для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер. В случае установления отдельным покупателям минимального объема потребления ими газа в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком в договоре по требованию такого покупателя должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня.
Пунктом 3 Правил установлено, что “броня газопотребления“ - это минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива, работы технологического оборудования покупателей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не могут быть прекращены или уменьшены ниже определенного предела.
Как видно из материалов дела, выделенный на Вологодскую область объем поставки газа с разбивкой по кварталам полностью распределен по потребителям в соответствии с планом поставки. Установление истцу объемов поставки газа на 2004 год в количестве 1102,8 млн куб.м связано с отсутствием возможности поставщика предоставить покупателю больший объем газа.
Истец не представил суду доказательства того, что он является покупателем, поставка газа которому в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не может быть прекращена или уменьшена ниже определенного предела.
Ссылка истца в обоснование его требования об установлении пункта 2.1 Договора в его редакции на установленную ему броню газопотребления (л.д. 68) является необоснованной.
Указанная броня газопотребления не может быть использована для определения объема поставляемого в III и IV кварталах 2004 года газа, поскольку она установлена истцу только на IV квартал 2003 года в соответствии с Порядком обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.02 N 448, и постановлением Правительства Вологодской области от 29.09.03 N 901 “О графике перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и аварийного ограничения подачи природного газа промышленным предприятиям области в осенне-зимний период 2003/2004 года“.
При таких обстоятельствах истец не вправе требовать заключения договора на поставку газа в объеме, превышающем возможности поставщика.
Поскольку судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, а сделанные им выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 07.05.04 по делу N А13-11990/03-13 отменить.
Решение от 26.02.04 по тому же делу оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества “Череповецкий “Азот“ в пользу общества с ограниченной ответственностью “Вологодская региональная компания по реализации газа“ 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
АФАНАСЬЕВ С.В.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
СОСНИНА О.Г.