Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.10.2004 N Ф04-7452/2004(5690-А75-15) Порядок осуществления производства по делам о налоговых правонарушениях, установленный Налоговым кодексом РФ, должен соблюдаться в ходе осуществления налогового контроля в любой форме, а не только при оформлении результатов выездной налоговой проверки; невыполнение данного требования может повлечь за собой отмену решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 октября 2004 года Дело N Ф04-7452/2004(5690-А75-15)“

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району (далее - Инспекция или налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Сургутнефтегаз“ (далее - ОАО “Сургутнефтегаз“) налоговых санкций в сумме 11793900 рублей на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 07.06.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на нарушение налоговым органом требований статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения
суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда. В качестве оснований указывает, что статьи 100 и 101 Кодекса регулируют налоговые правоотношения при оформлении результатов выездной, а не камеральной проверки.

Представитель ОАО “Сургутнефтегаз“ отклонил изложенные в жалобе доводы, представил отзыв на жалобу.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ОАО “Сургутнефтегаз“, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Материалами дела установлено, что Инспекцией проведена камеральная проверка представленных ОАО “Сургутнефтегаз“ налоговых деклараций по земельному налогу.

По результатам проверки принято решение от 22.09.2003 N 441 о привлечении ОАО “Сургутнефтегаз“ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 11793900,94 руб. Кроме того, доначислены сумма земельного налога и пени.

На уплату налоговых санкций Инспекцией выставлено требование, которое ОАО “Сургутнефтегаз“ в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился за их взысканием в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании налоговых санкций, суд исходил из нарушения налоговым органом требований статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке привлечения общества к налоговой ответственности.

Судом установлено, что Инспекцией не сообщалось ОАО “Сургутнефтегаз“ о выявленных у него в ходе камеральной проверки нарушениях налогового законодательства, представители общества на рассмотрение материалов проверки в налоговый орган не вызывались, рассмотрение дела произведено без участия налогоплательщика, который был лишен права представить свои возражения. Сумма взыскиваемых санкций налоговым органом не доказана; сверку расчетов, предложенную арбитражным судом, стороны не произвели.

Не соглашаясь с решением суда, налоговый
орган ссылается на неправильное применение норм материального права - статей 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, данные нормы регулируют отношения, связанные с проведением выездной, а не камеральной налоговой проверки.

Данный довод налогового органа кассационная инстанция считает необоснованным, исходя из следующего.

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях регулируются главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации. Из содержания статьи 101 Кодекса следует, что данная норма предусматривает общий порядок привлечения к налоговой ответственности, соблюдение которого является обязанностью налоговых органов в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме, поскольку упрощенная процедура привлечения к налоговой ответственности Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Статьей 21 Кодекса налогоплательщику гарантировано право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях, давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган в силу статей 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации должен доказать вину налогоплательщика, исследовать наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность (статья 112 Кодекса).

Соблюдение установленного законодательством порядка привлечения к налоговой ответственности является гарантией соблюдения законных прав и интересов налогоплательщиков.

Ссылка налогового органа на пункт 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как на основание к отмене судебного акта кассационной инстанцией отклоняется. В соответствии с указанным пунктом нарушение требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным, оценка допущенных правонарушений возложена на суд.

Поскольку в данном случае суд установил нарушение порядка привлечения общества к налоговой ответственности, недоказанность сумм взыскиваемых санкций и пришел к выводу об отказе во
взыскании начисленного штрафа, то у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки исследованных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.06.2004 по делу N А75-1959-А/04 решение налогового органа от 22.09.2003 N 441, на основании которого Инспекция просила удовлетворить требования о взыскании штрафа, признано недействительным.

Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского района по делу N А75-777-А/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.