Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2004 N Ф04-7223/2004(5386-А27-31) Платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса РФ, в связи с этим начисление пеней по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы в порядке статьи 75 Налогового кодекса РФ неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 октября 2004 года Дело N Ф04-7223/2004(5386-А27-31)“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “СП Карбо-КХ“ (далее - ООО “СП Карбо-КХ“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным требования об уплате налога от 21.10.2003 N 21125 в части взыскания пеней по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы в размере 34477,68 руб.

Решением суда первой инстанции от 04.03.2004 заявленные требования ООО “СП Карбо-КХ“ удовлетворены в полном объеме.

Суд мотивировал данный вывод тем, что требование налогового органа не соответствует
положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Установленные Постановлением Правительства Российской Федерации платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы не включаются в систему налогов, которая по статье 75 Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. В связи с этим применение норм Налогового кодекса Российской Федерации к указанным платежам и, в частности, статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, в удовлетворении требования ООО “СП Карбо-КХ“ отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, взыскание пеней, начисленных за несвоевременную уплату обществом обязательных платежей, исчисленных на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, не нарушает права и законные интересы заявителя. Приложениями N 2 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации“ и к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам. Следовательно, реализация налоговым органом своей обязанности по взысканию пеней, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“, является законной и обоснованной.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “СП Карбо-КХ“, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и
процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией ООО “СП Карбо-КХ“ выставлено требование N 21125 по состоянию на 21.10.2003 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды на общую сумму 510413,65 руб., из которых пени, начисленные за неуплату различных налогов, составляют 200300,56 руб.

Не согласившись с указанным требованием в части уплаты пеней за нормативные и сверхнормативные выбросы, ООО “СП Карбо-КХ“ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

Статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации судам согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в части первой статьи 2 Кодекса. В связи с этим часть первая Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ платежи за
различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Указанные платежи в соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О “По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ и статьей 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Данные платежи не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Также рассматриваемые платежи не являются и сбором.

Изложенное свидетельствует о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, арбитражный суд, исходя из положений определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, пришел к правомерному выводу об отсутствии у налоговой инспекции оснований для начисления ООО “СП Карбо-КХ“ пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 34477,68 руб. и включения указанной суммы в требование N 21125 об уплате налога по состоянию на 21.10.2003.

Учитывая, что плата за
загрязнение окружающей природной среды, в частности за сверхнормативные сбросы вредных веществ, является законно установленным платежом в федеральный бюджет, следовательно, взимание и контроль за поступлением указанных платежей осуществляются налоговой инспекцией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 04.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17146/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.