Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2004 N Ф04-6691/2004(А75-4812-21) Дело об оспаривании определения суда о включении требований регионального отделения фонда социального страхования в первую очередь реестра требований кредиторов направлено на новое рассмотрение, т.к. принято с нарушением норм процессуального права и неприменением норм материального права, регламентирующих порядок расчета капитализированных повременных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 сентября 2004 года Дело N Ф04-6691/2004(А75-4812-21)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего закрытым акционерным обществом “Лукова-Руссия“ на определение суда первой инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-181-Б/04, установил следующее.

По заявлению председателя ликвидационной комиссии закрытого акционерного общества “Лукова-Руссия“ решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.04.2004 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника сроком на один год. Конкурсным управляющим утвержден Троценко Сергей Иванович.

Арбитражный суд определением от 12.07.2004 включил требование государственного учреждения “Региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре“ (далее - Фонд социального страхования) в сумме 15077030 рублей 43 копеек в первую очередь реестра требований кредиторов должника.

Суд исходил из обоснованности расчета и отсутствия возражений должника.

В суд апелляционной инстанции определение суда первой инстанции не обжаловалось.

Конкурсный управляющий ЗАО “Лукова-Руссия“ не согласен с определением суда первой инстанции. В кассационной жалобе заявитель просит его отменить.

В жалобе заявитель указывает на нарушение судом пункта 4 статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ при вынесении определения от 12.07.2004, так как за 10 дней до его проведения в суд были направлены возражения.

По утверждению конкурсного управляющего, Фондом социального страхования нарушен месячный срок на предъявление требований к ликвидируемому должнику с момента опубликования объявления о признании его банкротом, который предусмотрен пунктом 2 статьи 225 Федерального закона о банкротстве.

Кроме того, заявитель указывает на отсутствие передачи прав требования граждан к Российской Федерации, а также неправильное определение сумм дополнительных расходов.

Фонд социального страхования в отзыве на кассационную жалобу указал на неверную трактовку конкурсным управляющим правовых норм, обосновывающих порядок капитализации страховых выплат, и необоснованное игнорирование Фонда социального страхования как законного участника правоотношений в системе социального страхования.

В судебном заседании представитель Фонда социального страхования пояснил, что конкурсный управляющий не подтвердил доказательств направления в суд возражений.

На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, рассматривается в его отсутствие.

Проверив законность определения арбитражного суда, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на
новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из представленных материалов, в ходе процедуры конкурсного производства ЗАО “Лукова-Руссия“ на основании статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с заявлением о включении в реестр требований кредиторов суммы 15077030 рублей 43 копеек капитализированных страховых выплат обратился Фонд социального страхования.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 142 Федерального закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в конкурсном производстве осуществляется в порядке статьи 100 настоящего Федерального закона.

В соответствии с данной статьей Закона арбитражный суд на основании оценки подтверждающих документов рассматривает обоснованность требований кредиторов с учетом поступивших возражений от управляющего, представителя учредителей (участников) должника, а также кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

По результату рассмотрения обоснованности требований кредиторов суд выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Рассмотрение арбитражным судом дел о банкротстве юридических лиц проводится по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона о банкротстве).

Следовательно, в силу статей 15, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятое арбитражным судом определение должно быть законным, обоснованным и мотивированным. В определении должны быть указаны мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также вывод по результатам рассмотрения судом вопроса.

Однако суд первой инстанции не оценил в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, конкретные доказательства оснований возникновения и начисления суммы предъявленного к должнику материально-правового требования Фонда социального страхования
на основании правил доказывания (глава 7 названного Кодекса).

Также не выяснено соответствие указанного требования положениям законодательства, регулирующего данные правоотношения между кредитором и должником.

Определение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку принято в результате неправильного применения норм процессуального права и неприменения норм материального права, регламентирующих порядок расчета капитализированных повременных платежей.

При новом рассмотрении требования Фонда социального страхования арбитражному суду следует по существу оценить соответствие его предъявления положениям Федерального закона о банкротстве.

Кроме того, суду необходимо установить, чем именно подтверждается передача данного права требования заявителю, соответствует ли данное требование положениям специального законодательства, которое регулирует правоотношения, возникающие при социальном страховании.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Определение суда первой инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-181-Б/04 отменить.

Дело направить в первую инстанцию Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа на новое рассмотрение.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.