Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2004 N Ф04-6193/2004(А75-4274-26) Налоговый орган неправомерно начислил налогоплательщику пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку срок уплаты этого налога не был установлен в периоде, охваченном налоговой проверкой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 6 сентября 2004 года Дело N Ф04-6193/2004(А75-4274-26)“
(извлечение)
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) “Альтаир-нефть-транс“, город Нижневартовск, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении пеней на сумму просрочки исполнения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд за 2000 - 2001 годы.
Решением от 13.05.2004 первой инстанции действия налогового органа, выразившиеся в начислении обществу пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 523988 рублей, признаны незаконными, как не соответствующие статье 11 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы“ и статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
В признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в начислении пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд в сумме 161176,17 рубля, отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что срок уплаты налога в Федеральный дорожный фонд установлен Порядком образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92.
Суд обязал налоговый орган уменьшить обществу пени в Федеральный дорожный фонд в сумме 192116 рублей, в территориальный дорожный фонд - в сумме 331871 рубля.
В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части признания незаконными действий налогового органа по начислению пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 523988 рублей.
Заявитель полагает, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд установлен пунктами 37, 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 59 от 04.04.2000. Следовательно, за несвоевременную его уплату пени начислены правомерно. Указывает, что данную позицию поддерживает Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 200-О от 04.07.2002.
Заслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы, кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришла к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ЗАО “Альтаир-нефть-транс“ является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог и в 2000 - 2001 годах уплачивало его в территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа и в Федеральный дорожный фонд. Это подтверждается платежными поручениями, а также справкой по состоянию расчетов на 19.02.2003.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу произведено начисление пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2000 - 2001 годах в сумме 685000 рублей.
Не согласившись с начисленной суммой пеней, ЗАО “Альтаир-нефть-транс“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации “О налоговой системе в Российской Федерации“ установление срока уплаты налога предусмотрено именно законодательными актами.
Статья 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ определила существенные элементы налога на пользователей автомобильных дорог, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога. Вместе с тем в ней не определены порядок и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
В статье 2 названного Закона указано, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется федеральным законом; порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определятся законами субъектов Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа N 15-ОЗ от 22.02.2000 “О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа“ также не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Учитывая требования пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что в связи с отсутствием в 2000 - 2002 годах четкого законодательного определения срока уплаты налога оснований для взыскания пеней нет.
Поскольку в 1999 году действовал Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92, начисление пеней по части налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащих уплате в Федеральный дорожный фонд в 1999 году в сумме 161176,17 руб., суд признал правомерным.
Кассационная инстанция считает данные выводы основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, об использовании для определения сроков уплаты налога Инструкции Госналогслужбы N 30 и Инструкции МНС РФ N 59, а также положений, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от 04.07.2002, кассационной инстанцией не принимаются, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции, правовая оценка им дана. Кассационная инстанция считает ее правомерной.
По изложенному суд кассационной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела и представленные сторонами доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13.05.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1468-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.