Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2004 N А13-2539/04-19 Суд пришел к ошибочному выводу о том, что плата за пользование водными объектами не является налогом, поскольку Водный кодекс РФ называет данную плату водным налогом, ФЗ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ относит ее к федеральным налогам, а ФЗ “О плате за пользование водными объектами“ устанавливает все существенные элементы налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2004 года Дело N А13-2539/04-19“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., рассмотрев 03.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.04 по делу N А13-2539/04-19 (судья Потеева А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу (далее - ИМНС, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества “Череповецмебель“ (далее - общество) налоговых санкций.

Решением суда от 19.04.04 инспекции отказано в удовлетворении
заявленных требований.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 19.04.04, считая, что суд неправильно применил положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ИМНС провела выездную проверку ЗАО “Череповецмебель“ на предмет правильности исчисления и своевременности внесения платы за пользование водными объектами за период с 01.10.01 по 31.12.02. По результатам проверки составлен акт от 06.11.2003 N 17-15/198-208 и принято решение от 04.12.03 N 17-15/198-208/174 о доначислении обществу платы за пользование водными объектами, а также привлечении к ответственности по пункту 2 статьи 119 и пункту 3 статьи 120 НК РФ.

Налогоплательщик в добровольном порядке не уплатил штраф, наложенный на него согласно пункту 3 статьи 120 НК РФ, поэтому инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании санкции, установленной названной нормой.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления инспекции по двум основаниям: неправомерность привлечения ЗАО “Череповецмебель“ к налоговой ответственности за нарушения, связанные с платой за пользование водными объектами, поскольку она не является налогом; неправильная квалификация вменяемого обществу правонарушения.

Кассационная инстанция считает,
что вывод суда относительно правовой природы платы за пользование водными объектами является ошибочным. Согласно Федеральному закону “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. В соответствии с подпунктом “ф“ пункта 1 статьи 19 Федерального закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“) к федеральным налогам относится плата за пользование водными объектами. Следовательно, предусмотренная подпунктом “ф“ пункта 1 статьи 19 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ плата за пользование водными объектами, являясь налогом, подлежит взиманию в обычном порядке впредь до ее отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений.

Порядок исчисления и уплаты данного налога регулируется Законом “О плате за пользование водными объектами“. Названным Законом установлены все существенные элементы налогообложения указанной платы, в связи с чем плата за пользование водными объектами является налогом.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О
плате за пользование водными объектами“ плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Российской Федерации “О плате за пользование водными объектами“ минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 этой статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим работам устанавливаются Правительством Российской Федерации. До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.08.01 N 111-ФЗ, прежние ставки платы, установленные статьей 4 Закона “О плате за пользование водными объектами“, с 01.01.02 применяются с коэффициентом 2 (статья 2 Федерального закона от 07.08.01 N 111-ФЗ).

Более того, в статье 123 Водного кодекса Российской Федерации плата за пользование водными объектами именуется как водный налог.

Следовательно, обязанности и ответственность налогоплательщика, касающиеся платы за пользование водными ресурсами, регулируются положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако ошибочный вывод суда относительно правовой природы платы за пользование водными объектами не повлек принятия неправильного решения.

Пунктом 3 статьи 120 НК
РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое неправильное или несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Начисление платы за пользование водными ресурсами не является хозяйственной операцией, поэтому арбитражный суд правомерно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявления о взыскании с ЗАО “Череповецмебель“ налоговых санкций, поскольку в действиях налогоплательщика отсутствуют признаки налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Исходя из материалов дела, оснований для отмены решения арбитражного суда нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.04 по делу N А13-2539/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

БЛИНОВА Л.В.