Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2004 N Ф04-5608/2004(А27-3645-26) Налоговая инспекция неправомерно включила в требование об уплате недоимки по налогам и пеней суммы пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку в течение проверенного периода деятельности налогоплательщика срок уплаты этого налога не был установлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 августа 2004 года Дело N Ф04-5608/2004(А27-3645-26)“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО) “Кузбассэнерго“, город Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным требования N 4880 от 21.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово об уплате недоимки по налогам (сборам) в срок до 01.05.2003 в общей сумме 1056384,47 рубля и пеней в сумме 415940,67 рубля.

Решением от 28.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования были удовлетворены. Требование налогового органа признано недействительным в связи с его несоответствием пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также признано необоснованным включение в оспариваемое требование сумм задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением от 25.03.2004 апелляционной инстанции состоявшееся по делу решение первой инстанции изменено. Признано недействительным требование налогового органа в части предложения уплатить 369 рублей 59 копеек пеней по оплате за нормативные и сверхнормативные выбросы, 1367 рублей 26 копеек пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, 868747 рублей недоимки и соответствующих пеней по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд пришел к выводу, что отсутствие в рассматриваемом требовании указания на ставки пеней, а также даты, с которой начинают начисляться пени, не может выступать формальным основанием для признания его недействительным в безусловном порядке. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.

По мнению заявителя, на дату выставления требования за обществом числилась общая недоимка по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Уплаченные суммы налогов учтены инспекцией в лицевом счете плательщика. Однако они не погасили общую сумму задолженности перед бюджетом. Не основанными на законе налоговый орган считает выводы суда о том, что платежи за загрязнение окружающей природной среды не являются по своей природе налогом, в связи с чем налоговые органы не вправе начислять пени за неуплату данных платежей. Ссылаясь на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 05.10.2002 N 4795/02, заявитель указывает, что налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, начисление пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог является правомерным.

В тексте документа, видимо,
допущена опечатка: вместо Постановления от 05.10.2002 N 4795/02 имеется в виду Постановление от 15.10.2002 N 4795/02.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Кузбассэнерго“ просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на то, что платежи за загрязнение окружающей природной среды являются платежами неналогового характера, поэтому налоговый орган не вправе применять налоговое законодательство и начислять пени в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поскольку статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации связывает начисление пеней на сумму задолженности по налогам исключительно с нарушением срока уплаты налога, требование налоговых органов об уплате пеней по налогу на пользователей автодорог, начисленных до 15.01.2003, является неправомерным.

В связи с тем, что задолженность ОАО “Кузбассэнерго“ по взносам в Пенсионный фонд РФ и по пеням и штрафам была реструктуризирована, к тому же за I квартал 2003 г. уплачена, заявитель считает, что отсутствуют основания для включения в оспариваемое требование задолженности в Пенсионный фонд и пеней.

Заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, кассационная инстанция, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, пришла к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 21.04.2003 выставлено обществу требование N 4880 об уплате в срок до 01.05.2003 недоимки по ряду налогов (сборов) в общей сумме 1056384,47 рубля и пеней в сумме 415940,67 рубля.

Не согласившись с выставленным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Материалами дела подтверждено, что платежным поручением N 54 от 28.01.2003 обществом была уплачена ранее реструктуризированная задолженность по
пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд первой и апелляционной инстанций сделал обоснованный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для включения указанных сумм в оспариваемое требование.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог была установлена статьей 5 Закона Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах Российской Федерации“ и подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Порядком образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, был установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Однако действие данного Порядка было приостановлено Федеральными законами N 150-ФЗ от 27.12.2000, N 194-ФЗ от 30.12.2001, N 176-ФЗ от 24.12.2002 до отмены данного налога.

Суд апелляционной инстанции, исследуя в полном объеме доводы сторон по изложенному вопросу, пришел к выводу, что налоговое законодательство связывает начисление пеней на сумму задолженности по налогам исключительно с нарушением срока их уплаты, в связи с чем признано неправомерным начисление пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за период 2002 г. и до 15.01.2003.

Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным.

Законом РСФСР от 19.12.91 “Об охране окружающей природной среды“ и Постановлением Правительства РФ N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ не установлен срок уплаты платежей за сверхнормативные выбросы.

Статья 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ предусматривает, что платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативных выбросов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы.

Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за загрязнение окружающей природной среды носят индивидуально-возмездный характер и являются по своей природе не налогом или сбором, а фискальным сбором в качестве возмещения экономического ущерба от вредного воздействия на окружающую природную среду. Они не подпадают под понятие налога или сбора, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с чем кассационная инстанция считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности требований налогового органа в части уплаты пеней за сверхнормативные выбросы.

Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 25.03.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8875/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия.