Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 N Ф04-5129/2004(А45-3128-15) Отсутствие утвержденного Постановлением Правительства РФ перечня отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на включение расходов в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения в расходы предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 июля 2004 года Дело N Ф04-5129/2004(А45-3128-15)“

(извлечение)

Федеральное государственное унитарное предприятие “Западно-Сибирская железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ФГУП “ЗСЖД“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - налоговый орган) N ОФ-17-16/221 от 25.06.2003.

Решением от 16.02.2004 заявленные требования удовлетворены. Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, не может служить основанием для отказа ФГУП “ЗСЖД“ в праве на включение расходов в
размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения на расходы предприятия.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган и его представители в судебном заседании просят отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. Считает, что, поскольку перечень фондов, утверждаемый Правительством Российской Федерации, не утвержден, то отсутствуют основания для включения расходов на формирование специализированных фондов в целях налогообложения на расходы организации. Изменения, внесенные в статью 262 Налогового кодекса Российской Федерации, исключающие необходимость существования вышеназванного перечня, вступили в законную силу с 01.01.2004, а в данном случае камеральная проверка проведена за 2002 год. Неправомерна ссылка арбитражного суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, так как данное определение было принято по конкретному запросу Арбитражного суда Республики Карелия о порядке возмещения расходов, связанных с представлением лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“, льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“.

Представитель ФГУП “ЗСЖД“ отклонил изложенные в жалобе доводы, представил отзыв на кассационную жалобу.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка ФГУП “ЗСЖД“ за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 по налогу на прибыль.

По результатам проверки было вынесено решение N ОФ-17-16/221, в соответствии с которым ФГУП “ЗСЖД“ привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации. Указанное решение мотивировано тем, что налогоплательщик неправомерно уменьшил в целях налогообложения полученные доходы в виде отчислений на сумму 182855 руб. в 2002 году на формирование фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так как такие расходы относятся на уменьшение доходов в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации лишь в том случае, если отчисления произведены на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Поскольку вышеназванный перечень не утвержден, то отсутствуют основания для включения расходов на формирование специализированных фондов в целях налогообложения на расходы организации. Предложено уплатить сумму неуплаченных налогов и пени за несвоевременную уплату налогов.

Не согласившись с решением налогового органа, ФГУП “ЗСЖД“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что отсутствие перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, не может служить основанием для отказа ФГУП “ЗСЖД“ в праве на включение расходов в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения на расходы предприятия.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда обеих инстанций, исходя из обстоятельств, установленных судом, и следующих материальных норм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2002 году) к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки отнесены расходы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в том числе расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике“.

Отсутствие вышеназванного перечня, как правильно указал суд, не может служить основанием для отказа ФГУП “ЗСЖД“ в праве на включение расходов в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения на расходы предприятия, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2002 N 68-О.

Указанное определение Конституционного Суда Российской Федерации, хотя и принято, как правильно указал заявитель жалобы, по конкретному запросу, вместе с тем излагает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о пробелах в законодательстве, сохраняющихся в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени. Поэтому при принятии решения и постановления суд обоснованно руководствовался указанным нормативным актом.

Исходя из изложенного, кассационная инстанция доводы жалобы отклоняет.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

В кассационной жалобе налоговый орган просит произвести на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замену ФГУП “ЗСЖД“ на ее правопреемника - ОАО “Российские железные дороги“.

Из представленной налоговым органом выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 19.05.2004, а также доказательств, представленных заявителем: свидетельства, распоряжения от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, уведомления о постановке на учет, следует, что в связи с внесением имущественного комплекса в уставный капитал ОАО “Российские железные дороги“ последнее
является правопреемником заявителя.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ФГУП “ЗСЖД“ на правопреемника - ОАО “Российские железные дороги“.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.02.2004 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 13.04.2004 по делу N А45-12073/03-СА39/531 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Произвести замену ФГУП “ЗСЖД“ на правопреемника - ОАО “Российские железные дороги“.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.