Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2004 N А26-7333/04-212 У ИМНС не было оснований для привлечения средней общеобразовательной школы к ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года, поскольку в указанный период обязательств по уплате налога у школы не возникло, а следовательно, последняя в соответствии со ст. 289 НК РФ вправе была представлять налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении календарного года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2004 года Дело N А26-7333/04-212“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., рассмотрев 14.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2004 по делу N А26-7333/04-212 (судья Яковлев В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (реорганизованная приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия от 18.06.2004 N 235 путем присоединения в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Республике Карелия N 8, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения “Шуйская средняя общеобразовательная школа“ (далее - школа, образовательное учреждение) 900 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление в налоговый орган деклараций по налогу с продаж за июль - декабрь 2003 года, по налогу на добавленную стоимость за третий - четвертый кварталы 2003 года и по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года.

Решением суда от 31.08.2004 в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что школа ввиду отсутствия объекта налогообложения не является плательщиком налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, поэтому не обязана представлять в налоговый орган декларации по указанным видам налогов, неправомерен. Налоговая инспекция считает, что в силу пункта 1 статьи 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

Кассационная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции следует изменить.

Как следует из материалов дела, образовательное учреждение представило 16 и 17 февраля 2004 года
в налоговую инспекцию декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года по налогу на добавленную стоимость за третий - четвертый кварталы 2003 года и по налогу с продаж за июль - декабрь 2003 года.

В ходе камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция пришла к выводу о нарушении школой сроков представления названных деклараций, установленных статьей 11 раздела 4 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“, пунктом 5 статьи 174 и пунктом 1 статьи 289 НК РФ. По результатам проверки налоговая инспекция составила и направила в адрес образовательного учреждения докладную записку от 09.02.2004 о совершении налогоплательщиком правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с предложением представить объяснения (возражения) в двухнедельный срок.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 10.03.2004 N 65 о привлечении образовательного учреждения на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ к налоговой ответственности в виде взыскания 900 руб. штрафа.

Требования налогового органа от 10.03.2004 N 536 и 537 об уплате налоговых санкций в срок до 22.03.2004 в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая налоговому органу в части взыскания штрафа за несвоевременное представление деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, суд указал на отсутствие обязанности у образовательного учреждения представлять соответствующие декларации, поскольку при отсутствии фактического осуществления деятельности, облагаемой указанными налогами, оно не является их плательщиком.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.

Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять
в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

Плательщиками налога на прибыль и налога на добавленную стоимость согласно статьям 143 и 246 НК РФ признаются в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, являясь организацией, общеобразовательная школа признается плательщиком налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость и обязана представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по указанным налогам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего
Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Поскольку декларации по налогу на добавленную стоимость за третий и четвертый кварталы 2003 года были представлены с нарушением установленного срока, образовательное учреждение правомерно было привлечено налоговым органом к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. Поэтому у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления налоговой инспекции в этой части.

В соответствии с пунктом 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Как следует из пункта 2 данной статьи, некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Из материалов дела видно, что Шуйская средняя общеобразовательная школа N 1 является муниципальным образовательным учреждением, обязательств по уплате налога за 9 месяцев 2003 года у нее не возникло.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения являются некоммерческими организациями.

Таким образом, школа вправе представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль по упрощенной форме по истечении календарного года.

Следовательно, у налоговой инспекции не было оснований для привлечения налогоплательщика к
ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2003 года.

Таким образом, изменяя по этому эпизоду мотивировочную часть решения, суд кассационной инстанции оставляет без изменения в соответствующей части его резолютивную часть.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании с налогоплательщика 600 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу с продаж, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу статьи 348 НК РФ и положений раздела 4 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ плательщиками налога с продаж признаются в том числе организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории субъекта Российской Федерации, в котором установлен названный налог, в данном случае на территории Республики Карелия.

Из приведенных норм видно, что условием отнесения организаций к числу плательщиков налога с продаж является наличие операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Карелия.

Судом первой инстанции установлено, что образовательное учреждение не осуществляло в спорный период реализацию товаров (работ, услуг), а следовательно, не являлось плательщиком налога с продаж.

Данное обстоятельство подтверждается декларациями по налогу с продаж за соответствующие периоды, из которых следует, что у налогоплательщика в эти периоды отсутствовал объект обложения названным налогом. Доказательств иного налоговая инспекция не представила, в связи с чем суд обоснованно указал на то, что образовательное учреждение не обязано представлять декларации по налогу с продаж за период с июля по декабрь 2003 года.

Довод образовательного учреждения о том, что декларации поданы за него ошибочно третьим лицом - централизованной бухгалтерией администрации поселка Шуя, кассационная инстанция считает неправомерным, поскольку представленные в материалы
дела копии налоговых деклараций (л.д. 15 - 39) подписаны директором налогоплательщика Капковой С.Г.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2004 по делу N А26-7333/04-212 изменить.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения “Шуйская средняя общеобразовательная школа N 1“ в доход бюджета 200 руб. штрафа, за несвоевременное представление в налоговый орган деклараций по налогу на добавленную стоимость за третий и четвертый кварталы 2003 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения “Шуйская средняя общеобразовательная школа N 1“ в доход федерального бюджета 150 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ШЕВЧЕНКО А.В.