Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.02.2004 N Ф04/834-150/А27-2004, N Ф04/834-151/А27-2004 Администрация города, включив в облагаемую базу по отчислениям на содержание пожарной охраны стоимость приобретения основных средств без НДС, незаконно расширила перечень объектов налогообложения по сравнению с установленным федеральным законом, в связи с чем доначисление указанных отчислений признано незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 24 февраля 2004 года Дело N Ф04/834-150/А27-2004“

N Ф04/834-151/А27-2004

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Фэцит“ (далее - ООО “Фэцит“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС) от 23.06.2003 N 347 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части начисления обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово с фактической стоимости приобретенных в течение 2000 - 2001 годов основных средств в
сумме 256729 руб., а также привлечения ООО “Фэцит“ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в виде штрафов в суммах 51346 руб. и 407362 руб. соответственно.

Одновременно ООО “Фэцит“ заявило ходатайство о применении обеспечительных мер в порядке части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ в виде приостановления действия оспариваемого решения.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2003, ходатайство ООО “Фэцит“ о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Действие решения Инспекции МНС от 23.06.2003 N 347 приостановлено до принятия судом решения по делу.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2003 требования, заявленные ООО “Фэцит“, удовлетворены. В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 16.09.2003 не проверялись.

В кассационных жалобах Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обеспечительные меры и решение суда первой инстанции от 16.09.2003 и принять новое - об отказе ООО “Фэцит“ в удовлетворении заявленных требований - по основаниям, изложенным в кассационных жалобах.

Отзыв на кассационную жалобу ООО “Фэцит“ не представлен.

В судебном заседании представитель Инспекции МНС поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель ООО “Фэцит“ с жалобой не согласен, просит судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит
оснований для удовлетворения кассационных жалоб Инспекции МНС.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией МНС составлен акт N 808 от 22.05.2003 и принято решение N 347 от 23.06.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса, в виде штрафов в размерах 68129 руб. и 435201 руб. соответственно. Данным решением ООО “Фэцит“ предложено в срок до 28.06.2003, указанный в требованиях N 249 от 23.06.2003, уплатить суммы доначисленных налогов и налоговых санкций.

Полагая, что данное решение не соответствует нормам действующего налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, т.к. обязывает уплачивать незаконно доначисленные налоги и штрафы, ООО “Фэцит“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер в порядке части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд Кемеровской области правомерно удовлетворил ходатайство ООО “Фэцит“ о принятии обеспечительных мер. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.

В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.

Приведенный в статье 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, суд может принять иные обеспечительные меры. Согласно части 3
статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ обеспечительной мерой может быть приостановление действия оспариваемого акта, решения.

Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд принимает во внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано заявителем. В обоснование заявленного ходатайства ООО “Фэцит“ ссылается на предоставленное налоговым органам право на основании статей 46, 47, 76 Налогового кодекса приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банке, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах заявителя производить взыскание налогов за счет иного имущества заявителя, что может существенно затруднить ведение нормальной хозяйственной деятельности предприятия и восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований.

Приостановив действие решения Инспекции МНС от 23.06.2003 N 347, судебные инстанции обоснованно исходили из необходимости предотвращения причинения значительного ущерба ООО “Фэцит“, вызванного возможным взысканием Инспекцией МНС налогов на основании статей 46, 47, 76 Налогового кодекса в бесспорном порядке, в т.ч. путем обращения взыскания на имущество заявителя, что, как правильно указал суд, может существенно затруднить восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2003 по данному делу оспариваемое ООО “Фэцит“ решение налогового органа признано недействительным.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5% от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

На основании данной нормы постановлением Администрации города Кемерово от 17.04.95 N 100 “Об утверждении Временного положения
“О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово“ (в редакции постановления N 388 от 19.12.95) для предприятий и организаций установлены ежеквартальные обязательные отчисления на финансирование возложенных на пожарную охрану задач в доход городского бюджета в пределах определенной законом ставки.

Исходя из анализа положений статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ и определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о сохранении у налогоплательщиков обязанности по производству обязательных отчислений для финансирования возложенных на пожарную охрану задач до 01.01.2003.

Однако при этом, как обоснованно указал суд, постановлением Администрации города Кемерово от 17.04.95 N 100 в облагаемую базу по отчислениям для финансирования возложенных на пожарную охрану задач неправомерно включена фактическая стоимость приобретения основных средств без НДС, т.е. незаконно расширен перечень объектов налогообложения по сравнению с установленным Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“.

Следовательно, Арбитражный суд Кемеровской области, обоснованно руководствуясь статьей 57 Конституции РФ, статьей 3 Налогового кодекса РФ, статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, сделал вывод об отсутствии у Инспекции МНС правовых оснований для доначисления ООО “Фэцит“ обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово и привлечения к налоговой ответственности.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1
части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 16.07.2003, постановление апелляционной инстанции от 08.10.2003 и решение от 16.09.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8190/2003-6 оставить без изменения, кассационные жалобы Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.