Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.02.2004 N Ф04/426-1406/А70-2003 Дело по иску о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти и обязании его принять решение о предоставлении земельного участка направлено на новое рассмотрение, поскольку данное дело подведомственно арбитражному суду, так как своим актом указанный орган препятствует осуществлению гражданских прав истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 февраля 2004 года Дело N Ф04/426-1406/А70-2003“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Нефтегазстройсервис“ на определение от 01.12.2003 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5898/16-2003 по заявлению закрытого акционерного общества “Нефтегазстройсервис“ к Департаменту имущественных отношений Тюменской области,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Нефтегазстройсервис“ (далее по тексту - ЗАО “Нефтегазстройсервис“) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением признать недействительным отказ (письмо N 2542/08-03 от 02.09.2003) Департамента имущественных отношений администрации Тюменской области (далее по тексту - Департамент имущественных отношений) и обязать Департамент имущественных отношений принять решение
о предоставлении ЗАО “Нефтегазстройсервис“ земельного участка площадью 1769 кв. м, занятого автозаправочной станцией, в собственность за плату.

Заявленные требования основаны на ст. 36 и ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 62 и ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 16, 23, 28, 58 и 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Определением от 01.12.2003 арбитражного суда производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное определение основано на выводе суда о том, что оспариваемый документ не является ненормативным правовым актом.

Апелляционной инстанцией арбитражного суда дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ЗАО “Нефтегазстройсервис“ просит отменить обжалуемое определение и направить дело на рассмотрение по существу в тот же суд в ином составе. По мнению ЗАО “Нефтегазстройсервис“ данный спор подведомственен арбитражному суду, поскольку своим отказом, изложенным в письме, Департамент имущественных отношений препятствует осуществлению гражданских прав общества.

Департамент имущественных отношений в отзыве на кассационную жалобу просит определение от 01.12.2003 оставить без изменения, полагая, что письмо не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит каких-либо правовых норм и, следовательно, не является нормативным правовым актом.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями ст.ст. 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, при принятии обжалуемого определения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает данное определение подлежащим отмене.

Материалам дела установлено, что ЗАО “Нефтегазстройсервис“ обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 1769 кв. м, кадастровый номер 72:23: 02 28
006: 0051, по адресу г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 23, на котором расположена автозаправочная станция, являющаяся собственностью ЗАО “Нефтегазстройсервис“.

Совместная комиссия по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам на заседании 26.08.2003, протокол N 23, решила отказать ЗАО “Нефтегазстройсервис“ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, т.к. данный земельный участок находится в красных линиях.

Департамент имущественных отношений письмом от 02.09.2003 N 2542/08-3, подписанным заместителем директора, уведомил ЗАО “Нефтегазстройсервис“ о том, что заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено на заседании совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков гражданам и юридическим лицам и принято решение отказать в предоставлении этого земельного участка.

Отменяя принятый по делу обжалуемый судебный акт, арбитражный суд кассационной инстанции исходит из следующих установленных судом обстоятельств дела и норм права.

Письмо ЗАО “Нефтегазстройсервис“ о продаже земельного участка адресовано государственному органу - Департаменту имущественных отношений, в компетенцию которого входит решение вопросов о собственности на землю. Письменный ответ об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка дан государственным органом, которому адресовано заявление и с участием которого оно рассмотрено совместной комиссией.

Согласно Положению о совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, утвержденному постановлением от 22.10.2001 N 393 Губернатора Тюменской области (далее по тексту - Положение о комиссии), комиссия образована в целях проведения единой государственной политики в области земельных отношений и совершенствования процессов управления и распределения земельных ресурсов Тюменской области.

В соответствии с п. 8.1 и п. 9.3 этого Положения землеустроительное дело с проектом распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом области
подготавливается и представляется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающими соответствующими полномочиями, а также иными государственными органами исполнительной власти.

Решение по рассматриваемому вопросу принимается коллегиально, фиксируется в протоколе заседания Комиссии и учитывается в документах по предоставлению земельных участков или плате за земельные участки.

Из Положения о комиссии следует, что Комиссия является совещательным органом и ее решение не является окончательным.

Окончательное решение вопроса о передаче земельных участков принимается Департаментом имущественных отношений, который на основании п. 1.3 Положения о продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности и входящих в состав территории Тюменской области, утвержденного постановлением Губернатора Тюменской области от 31.07.2002 N 298 (в ред. постановлений Губернатора Тюменской области от 20.03.2003 N 93, от 09.06.2003 N 196), наделяется полномочиями продавца при продаже земельных участков.

В соответствии с п. 2.1 этого Положения продажа земельных участков производится на основании распоряжения Департамента.

На основании п. 98 Положения о департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденного постановлением Губернатора Тюменской области от 04.12.2001 N 444, директор Департамента в пределах компетенции Департамента издает по имущественным вопросам распоряжения.

Анализ данных документов позволяет суду сделать вывод о том, что в случае принятия Департаментом имущественных отношений решения о продаже земельного участка, это решение оформляется в письменной форме, как распоряжение - акт государственного органа ненормативного характера. В случае принятия решения об отказе в продаже земельного участка такое решение в письменную форму, как акт ненормативного характера, не облечено и о принятом решении заявитель уведомляется письмом.

По мнению арбитражного суда кассационной инстанции под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта
недействительным, следует понимать документ любого наименования - распоряжение, постановление, решение, письмо, подписанный руководителем (заместителем руководителя) государственного органа, касающийся конкретного юридического лица и предпринимателя.

Отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка, изложенный в письме, затрагивает субъективные права и интересы ЗАО “Нефтегазстройсервис“.

Определением от 01.12.2003 о прекращении производства нарушено право заявителя на обращение за судебной защитой его интересов, охраняемых законом.

Из пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 09.12.2002 следует, что согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

На основании ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах и по изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции жалобу ЗАО “Нефтегазстройсервис“ считает обоснованной, а возражения Департамента имущественных отношений признает несостоятельными.

Руководствуясь ст.: п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 и ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 01.12.2003 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5898/16-2003 отменить.

Дело направить для рассмотрения в первую инстанцию этого же суда в ином составе. Кассационную жалобу удовлетворить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.