Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2004 N Ф04/323-1390/А70-2003 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость (НДС) направлено на новое рассмотрение, при котором суду следует исследовать вопрос о правомерности действий налогоплательщика, проверить факт уплаты налогоплательщиком суммы НДС подрядным организациям и поставщикам, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 января 2004 года Дело N Ф04/323-1390/А70-2003“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в судебном заседании, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 3 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2003 по делу N А70-4666/25-2003 по заявлению предприятия с иностранными инвестициями открытого акционерного общества “Газтурбосервис“ г. Тюмень к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 3 о признании недействительным решения налогового органа N 02-16/10/54 от 17.06.2003,

УСТАНОВИЛ:

Предприятие с иностранными инвестициями открытое акционерное общество “Газтурбосервис“ (далее - ПИИ ОАО “Газтурбосервис“) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 3 (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 02-16/10/54 от 17.06.2003 о привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в результате занижения налогооблагаемой базы.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Апелляционной инстанцией обоснованность и законность судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, считает вынесенное решение от 15.10.2003 незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Податель кассационной жалобы полагает, что выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления не исключает выполнение указанных работ подрядными организациями, следовательно, в силу пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае налогообложение выполненных строительных работ полностью следует производить по налоговой ставке 20 процентов.

В отзыве на кассационную жалобу ПИИ ОАО “Газтурбосервис“ указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Считает принятое по делу решение законным и обоснованным, в связи с тем, что стоимость выполненных своими силами работ составила не более 23750925 рублей. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная коллегия изучила материалы дела, проверила
правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы налоговой инспекции и отзыва на кассационную жалобу.

Из материалов дела следует, что 03.04.2003 ПИИ ОАО “Газтурбосервис“ представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2002 года. При составлении указанной декларации сумма НДС по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления составила 4750185 рублей, стоимость выполненных собственными силами работ - 23750925 рублей.

Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации ПИИ ОАО “Газтурбосервис“ по НДС за декабрь 2002 года по вопросу правильности исчисления данного налога. По результатам проверки заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение N 17-16/10/54 от 17.06.2003 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением было установлено, что фактически налогоплательщиком в декабре 2002 года были приняты на учет объекты собственного строительства, стоимость которых согласно актам приема-передачи основных средств составляет 121370932,15 рубля. Это послужило основанием для доначисления ПИИ ОАО “Газтурбосервис“ НДС в сумме 19524001 рубля, начисления пеней в сумме 514511,77 рубля за неуплату налога и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3904800,20 рубля.

Считая действия налоговой инспекции неправомерными, ПИИ ОАО “Газтурбосервис“ обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Принимая решение, суд исходил из того, что налогоплательщиком правомерно не включены в налоговую базу по НДС затраты, связанные с расчетами с подрядными строительными организациями, осуществившими строительно-монтажные работы на построенных объектах, а также расходы, связанные с приобретением оборудования и прочие расходы, включенные в стоимость построенных объектов.

Данное решение суда первой инстанции принято по неполно выясненным, имеющим значение для дела, обстоятельствам.

Согласно подпункту 3
пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

Пунктом 3 Письма Минфина РФ от 30.12.1993 N 160 “Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций“ установлено, что порядок учета затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.

При подрядном способе производства, выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете “Капитальные вложения“ по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.

При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете “Капитальные вложения“ и осуществляется в соответствии с порядком, установленным Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ. При этом на счете “Капитальные вложения“ отражаются фактически произведенные застройщиком затраты.

Согласно абзацу 3 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, счета-фактуры, предъявленные покупателю подрядными организациями при выполнении с 01.01.2001 строительных работ, сборки (монтажа) оборудования, включаемого в состав основных средств, регистрируются в книге покупок в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, в порядке, установленном абзацем первым пункта 5 статьи 172 НК РФ.

В книге покупок в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанной по
правилам, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ, и предъявляемой к вычету в порядке, установленном абзацем первым пункта 5 статьи 172 НК РФ, подлежит регистрации также счет-фактура, оформляемый в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 146, пунктом 1 статьи 169, на стоимость объемов строительных работ для собственного потребления, выполненных хозяйственным способом.

Таким образом, раздельный способ учета работ, осуществляемых подрядным и хозяйственным способом, является подтверждением того, что каждый из этих видов работ, как и стоимость оборудования, оплаченная поставщикам, является самостоятельным видом затрат и самостоятельным объектом налогообложения, включаемым в стоимость всего строительного объекта.

Данный вывод соответствует правилам, установленным пунктом 3.2 Приказа МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации“, согласно которым к строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления, относятся строительные и монтажные работы, выполненные хозяйственным способом с 01.01.2001 непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд.

Согласно пункту 2 статьи 166 НК РФ общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа соответствует оригиналу.

171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении
ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления хозяйственным способом.

Проводя камеральную проверку и вынося решение о доначислении налогоплательщику 19621357 рублей НДС, налоговый орган не принял во внимание, а суд не исследовал доказательства, подтверждающие фактическую оплату налога на добавленную стоимость подрядным организациям и организациям-поставщикам оборудования и строительных материалов, не исследовал довод налоговой инспекции о необходимости включения в налогооблагаемую базу налогоплательщика всей стоимости завершенных строительством объектов.

Таким образом, оспариваемый судебный акт подлежат отмене как принятый по неполно выясненным, имеющим значение для дела обстоятельствам, дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного исследовать вопрос о правомерности действий налогоплательщика, не включившего в налогооблагаемую базу затраты, связанные с расчетами с подрядными строительными организациями, осуществляющими строительно-монтажные работы на построенных объектах, а также расходы, связанные с приобретением оборудования и материалов, включенных в стоимость построенных объектов, проверить факт оплаты налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость подрядным организациям и поставщикам, предложить сторонам предоставить в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, дополнительные доказательства, рассмотреть дело по существу и рассмотреть вопрос о распределении между сторонами обязанности по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде, в том числе и в кассационной инстанции.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьей 288, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области
от 15.10.2003 по делу N А70-4666/25-2003 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.