Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2004 N Ф08-5816/2004 Реестр государственного имущества имеет учетный, а не правоустанавливающий характер, вследствие чего включение в него сведений о нахождении у лица соответствующего имущества не влечет возникновения у последнего прав на данное имущество, а следовательно, не относится к сделкам или актам органов государственной власти или местного самоуправления (в том числе нормативным и ненормативным), возможность оспаривания которых предусмотрена статьей “Способы защиты гражданских прав“ Гражданского кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 декабря 2004 года Дело N Ф08-5816/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от истца - открытого акционерного общества “Севосгаз“, в отсутствие ответчиков: государственного унитарного предприятия “Иргаз“ и Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц: учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Северная Осетия - Алания и открытого акционерного общества “Ардонмежрайгаз“, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Севосгаз“ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от
17.08.2004 по делу N А61-866/2004-13, установил следующее.

ОАО “Севосгаз“ обратилось в арбитражный суд с иском к государственному унитарному предприятию “Иргаз“ (далее - ГУП “Иргаз“) и Министерству имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания о признании недействительными реестра государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания в части закрепления за унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения (реестровый номер 01500435 от 13.03.2000) и соответствующей выписки из него от 18.12.2002 N 110/2002-12, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Северная Осетия - Алания и ОАО “Ардонмежрайгаз“.

Исковые требования основаны на том, что реестр государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания регулирует гражданско-правовые отношения по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, т.е., по мнению истца, является сделкой. Газовые сети, расположенные в Кировском районе Республики Северная Осетия - Алания, являются недвижимым имуществом, право хозяйственного ведения на которые подлежит государственной регистрации. Отсутствие такой регистрации свидетельствует о незаключенности сделки и ее недействительности. У унитарного предприятия отсутствует проектно-техническая документация на газовые сети.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Северная Осетия - Алания и ОАО “Ардонмежрайгаз“.

Обосновывая право на предъявление настоящего иска, ОАО “Севосгаз“ ссылалось на то, что оспариваемый реестр государственного имущества является доказательством, на основании которого ГУП “Иргаз“ по другому делу взыскивает с общества
задолженность за пользование названными газовыми сетями. Несоответствие сведений, содержащихся в реестре государственного имущества, действительности нарушает его права и законные интересы, поскольку к нему предъявляются необоснованные требования.

Решением от 17.08.2004 в иске отказано.

Суд пришел к выводу об отсутствии у ОАО “Севосгаз“ права на предъявление иска. Общество не доказало нарушение оспариваемым реестром государственного имущества его прав и законных интересов. Спорные газовые сети ОАО “Севосгаз“ не использует, права собственности Республики Северная Осетия - Алания на них не оспаривает.

В кассационной жалобе ОАО “Севосгаз“ просит отменить принятое решение, полагая, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права. В кассационной жалобе заявитель повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении, и указывает на неправильное применение судом первой инстанции статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющей заинтересованному лицу право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Изучив материалы дела и выслушав представителей истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает перечень способов защиты гражданских прав, в число которых входят, в частности, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки, а также признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Защита гражданских прав может осуществляться иными способами лишь в случаях, когда такая возможность предусмотрена законом.

Реестр имущества публичного образования является информационной системой, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных или муниципальных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них. Реестр имущества публичного образования имеет учетный,
а не правоустанавливающий характер, вследствие чего включение в него сведений о нахождении у лица соответствующего имущества не влечет возникновения у последнего прав на данное имущество.

Таким образом, реестр имущества публичного образования не относится к сделкам или актам органов государственной власти или местного самоуправления (в том числе нормативным и ненормативным), возможность оспаривания которых предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Действующее законодательство не предусматривает возможности оспаривания реестра имущества публичного образования в качестве самостоятельного способа защиты гражданских прав. Фактически ОАО “Севосгаз“ оспаривает договор от 30.01.2001 N 5, заключенный между ГУП “Иргаз“ и Госкомимуществом Республики Северная Осетия - Алания и определяющий порядок использования унитарным предприятием закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества, на основании которого в реестр внесены соответствующие сведения.

Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у ОАО “Севосгаз“ отсутствует право на оспаривание реестра (сделок и актов публичных органов, на основании которых сведения о закреплении на праве хозяйственного ведения за ответчиком газовых сетей в него внесены) по заявленным основаниям. По смыслу статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Нарушения прав и интересов других лиц, а следовательно, и нарушения норм права, устанавливающих эти права и интересы, не могут служить основанием для удовлетворения иска. ОАО “Севосгаз“ не является участником отношений, возникающих из соответствующих сделок и актов. Самостоятельных требований на газовые сети ОАО “Севосгаз“ не заявляет, право собственности Республики Северная Осетия - Алания не оспаривает, т.е.
нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца отсутствует.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.08.2004 по делу N А61-866/2004-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.