Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.10.2004 N Ф08-5003/2004-1905А Постановлением Правительства Российской “О порядке и сроках проведения реструктуризации“ контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам в течение всего срока реструктуризации этой задолженности возложен на налоговые органы. Взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться налоговыми органами в судебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 октября 2004 года Дело N Ф08-5003/2004-1905А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа и заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия “Многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства ст. Анапской“, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2004 по делу N А32-15888/2004-58/417, установил следующее.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа (далее - налоговая инспекция) обратилась
в арбитражный суд с заявлением к МУП “Многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства ст. Анапской“ (далее - предприятие) о взыскании 23012 рублей процентов за пользование бюджетными средствами.

Решением суда от 17.08.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано с указанием на то, что налоговая инспекция не наделена полномочиями по взысканию суммы задолженности, не являющейся недоимкой по налогу, штрафной санкцией или пеней.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Как указывает налоговый орган, предприятие не соблюдало график погашения реструктуризированной задолженности. Данные обстоятельства послужили основанием для отмены решения о реструктуризации и начисления процентов за пользование бюджетными средствами на неуплаченную сумму задолженности. В добровольном порядке предприятие проценты не уплатило, в связи с чем налоговая инспекция обоснованно обратилась с заявленными требованиями в арбитражный суд.

Отзыв на жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.

Как видно из материалов дела, согласно решению налоговой инспекции от 25.12.2001 N 45 в отношении предприятия проведена реструктуризация кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам на сумму 1110900 рублей.

В пункте 2 решения предусмотрено начисление процентов в размере 1/10 ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на дату вступления в силу порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, которые подлежат уплате одновременно с погашением соответствующей части задолженности по обязательным платежам в бюджет ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца квартала начиная с 15.03.2002.

Согласно решению предприятие обязано осуществлять платежи в бюджет по погашению реструктуризированной задолженности в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.

Так как в
нарушение установленных требований предприятие не уплачивало в бюджет текущие налоговые платежи, налоговая инспекция приняла решение от 11.04.2003 N 14 об отмене ранее принятого решения N 45 о реструктуризации задолженности предприятия, в связи с чем обратилась в суд с требованием о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами, начисленных исходя из суммы непогашенной задолженности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что проценты за пользование бюджетными средствами по своей природе не являются ни налогом (сбором), ни пеней, ни штрафом, право на взыскание которых имеет налоговый орган, поэтому налоговая инспекция неправомерно обратилась в суд с заявленными требованиями.

В соответствии с порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, проценты за пользование бюджетными средствами из расчета 1/10 годовой ставки рефинансирования Центрального банка России уплачиваются ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца квартала с сумм задолженности по налогам и сборам. Проценты подлежат начислению исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

В случае неуплаты начисленных процентов в добровольном порядке производится взыскание процентов. При этом порядок бесспорного взыскания, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, не может быть применен, так как проценты в силу статьи 8 указанного Кодекса не являются налогом или сбором и в силу статьи 75 Кодекса не относятся к пеням за просрочку уплаты налога.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О
порядке и сроках проведения реструктуризации“ контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам в течение всего срока реструктуризации этой задолженности возложен на налоговые органы по месту нахождения организации.

Следовательно, взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться налоговыми органами в судебном порядке.

Данная позиция подтверждена также письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536 “О некоторых вопросах, касающихся урегулирования задолженности по обязательным платежам“. В соответствии с пунктом 4 данного письма с сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами, взыскание которых в случае их неуплаты должно осуществляться в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию незаконного судебного акта. Данное обстоятельство в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение, при котором суду необходимо, учитывая изложенное, устранить допущенное нарушение. При этом следует проверить обоснованность начисления взыскиваемых процентов и правильность определения их размера.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2004 по делу N А32-15888/2004-58/417 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.