Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2004 N А44-899/04-С15 Поскольку материалами дела подтверждается, что о совершении местной администрацией налогового правонарушения, выразившегося в несоблюдении срока сообщения о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, ИМНС стало известно в день получения поданных администрацией сведений, установленный НК РФ шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании штрафа следует исчислять именно с этого момента, а не с момента составления ИМНС акта налоговой проверки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2004 года Дело N А44-899/04-С15“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., рассмотрев 14.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.03.2004 по делу N А44-899/04-С15 (судья Пестунов О.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с Администрации Зимогорского сельского совета Валдайского района (далее - Администрация) 5000 руб. налоговых санкций
на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение положения пункта 3 статьи 85 НК РФ - несоблюдение срока сообщения о фактах регистрации по месту жительства.

Решением от 12.03.2004 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права, в частности пункта 1 статьи 115 НК РФ.

Налоговая инспекция и ОВД о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что 30.10.2001 Администрацией осуществлена регистрация двух физических лиц по месту жительства. О фактах регистрации этих лиц ответчик сообщил в налоговый орган 12.11.2001, нарушив срок, установленный пунктом 3 статьи 85 НК РФ, что было зафиксировано Инспекцией в акте проверки от 06.10.2003 N 14.

По результатам рассмотрения акта проверки налоговый орган принял решение от 22.10.2003 N 14, в соответствии с которым Администрация привлечена к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб.

Поскольку в указанный в требовании от 22.10.2003 N 14 срок штраф в добровольном порядке не был уплачен,
Инспекция 09.02.2004 обратилась в суд с заявлением о его взыскании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщить соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Таким образом, ответственность, предусмотренная пунктом 2 статьи 129.1 НК РФ за повторное несвоевременное сообщение лицом соответствующих сведений, связана с самим фактом совершения такого нарушения в пределах указанного в данном пункте срока.

В соответствии с пунктами 9 и 12 статьи 101.1 НК РФ, в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного нарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в
свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Вместе с тем, учитывая изложенное, Инспекция, привлекая Администрацию к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 129.1, в нарушение пункта 9 статьи 101.1, в решении от 22.10.2003 N 14 не указала никаких сведений о ранее имевших место фактах подобных налоговых правонарушений, совершенных ответчиком в течение календарного года.

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда о том, что решение налогового органа о привлечении ответчика к налоговой ответственности является незаконным и не может служить основанием для удовлетворения требования о взыскании налоговой санкции.

Кроме того, пунктом 1 статьи 115 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций не позднее 6-ти месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Как разъяснено в пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК
РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Однако статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на момент обнаружения и составления акта, а не только на момент составления акта, то есть следует исходить из того, что акт составляется немедленно по обнаружению нарушения.

В рассматриваемом случае налоговое правонарушение - несвоевременное сообщение сведений о регистрации физических лиц по месту жительства в налоговый орган - выявлено Инспекцией в день получения сведений, поданных Администрацией с пропуском установленного срока - 12.11.2001, акт же составлен через два года после обнаружения нарушения.

Суд считает недопустимым пропуск налоговым органом столь значительного срока для взыскания штрафа и расценивает составление такого акта как попытку восстановить пропущенный налоговым органом срок для подачи заявления о взыскании штрафа.

Следовательно, днем обнаружения налоговым
органом совершенного ответчиком налогового правонарушения является 12.11.2001. Заявление о взыскании суммы налоговой санкции подано в суд 09.02.2004.

Соответственно, срок давности взыскания налоговой санкции, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, пропущен.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда является законным и оснований к его отмене нет.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.03.2004 по делу N А44-899/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КИРЕЙКОВА Г.Г.