Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2004 N Ф08-3233/2004 В случае изменения перевозчиком маршрута перевозки стороны в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Транспортного устава железных дорог Российской Федерации не вправе изменять установленный в железнодорожных накладных размер провозной платы за перевозку груза на расстояние, определенное по Тарифному руководству. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается только в случаях, прямо предусмотренных Тарифным руководством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 сентября 2004 года Дело N Ф08-3233/2004“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью “ТК Арголис Т“, ответчика - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“, третьего лица - открытого акционерного общества “Туапсинский морской торговый порт“, извещенных в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ на решение от 18.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2004 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2368/2004-С1-17,
установил следующее.

ООО “ТК Арголис Т“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ (правопреемник ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“) о взыскании 394318 рублей 61 копейки излишне уплаченной провозной платы вследствие изменения маршрута перевозки груза по кратчайшему расстоянию.

Определением от 19.02.2004 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО “Туапсинский морской торговый порт“.

Решением от 18.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные инстанции исходили из того, что при расчете провозной платы железная дорога неправильно определила тарифное расстояние и произвела взыскание платы за 374 км, в то время как фактическое расстояние составило 208 км.

ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ (далее - железная дорога) не согласилось с принятыми судебными актами, обжаловав их в кассационном порядке. По мнению ответчика, железная дорога правомерно при начислении провозной платы исходила из тарифного расстояния, определенного в соответствии с Тарифным руководством N 4. В кассационной жалобе железная дорога просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и в иске отказать.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что в период с 16.02.2003 по 21.02.2003 железная дорога перевезла 149 вагонов с грузом (сахар-сырец) со станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги до станции Усть-Лабинская Северо-Кавказской железной дороги. В связи с ремонтом тоннелей на участке Гойтх-Индюк (Белореченское направление) вагоны перевезены через станцию Горячий Ключ. Данное обстоятельство
подтверждается материалами дела и не оспаривается железной дорогой.

Фактическое расстояние перевозки составило 208 км, в то время как железная дорога взыскала провозную плату, исходя из тарифного расстояния 374 км (как при следовании вагонов через станцию Белореченская).

Общество, ссылаясь на неправильное определение расстояния перевозки, предъявило железной дороге претензию от 05.08.2003 N 71 о возврате излишне взысканной провозной платы в сумме 394318 рублей 61 копейки, которую ответчик оставил без удовлетворения.

Это послужило основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.

Судебные инстанции обоснованно отклонили довод ответчика о том, что общество является ненадлежащим истцом. В перевозочных документах в графе “Отправитель“ значится ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ по поручению ООО “ТК Арголис Т“. В качестве кода отправителя указан код ООО “ТК Арголис Т“ 03224409.

Согласно статье 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия, права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Вывод суда о том, что порт, действуя по поручению общества, создал для него правовые последствия и заключил договор перевозки, грузоотправителем по которому является истец, правомерен. В силу статьи 135 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации ООО “ТК Арголис Т“ вправе предъявить исковое требование к перевозчику.

Вывод суда о неправильном исчислении железной дорогой провозной платы по спорным перевозкам не соответствует нормам материального права.

Согласно статьям 785, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанностями перевозчика являются доставка вверенного груза в пункт назначения и выдача его получателю, а отправитель обязан уплатить провозную плату, которая определяется в порядке, установленном транспортными
уставами и кодексами. Договор перевозки грузов является публичным договором, и его условия одинаковы для всех потребителей (статья 426 Кодекса).

В пункте 4 статьи 426 Кодекса предусмотрено право Правительства Российской Федерации в случаях, установленных законом, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В силу статьи 784 Кодекса общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 21 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния по причинам, зависящим от железной дороги. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

За фактически пройденное расстояние плата взыскивается в случаях, указанных в тарифном руководстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 848 утверждено Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России), из которого следует, что МПС России является федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и вправе осуществлять централизованное руководство перевозочным процессом, проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта и регулирование хозяйственной деятельности железных дорог.

Указанием МПС России от 07.05.2002 N Н-393-у с 01.06.2002 введено в действие Тарифное руководство N 4 издания 2001 года: книга 1 - “Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог“, книга 2 (часть 1) - “Алфавитный список железнодорожных станций“, книга 2 (часть 2) - “Алфавитный список пассажирских пунктов и платформ“, книга 3 - “Тарифные расстояния между транзитными пунктами“.

В силу пункта 2.5 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант N 10-01 “Тарифы на грузовые железнодорожные
перевозки“) тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству N 4 и указывается станция отправления в железнодорожной накладной.

По спорным перевозкам плата за перевозку начислена за расстояние, определенное по Тарифному руководству N 4, в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Прейскуранта 10-01 “Тарифы за грузовые железнодорожные перевозки“.

Изменение перевозчиком предусмотренного Тарифным руководством N 4 маршрута не является основанием для определения платы за фактически пройденное расстояние, так как это не предусмотрено нормативными актами, регулирующими транспортные отношения.

Прейскурант 10-01 не устанавливает тарифов для перевозки грузов по путям, предназначенным для пассажирских поездов.

Таким образом, в силу статей 426, 451, 784, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 21 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации общество не вправе изменять условия тарифных руководств. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается лишь в случаях, прямо предусмотренных в Тарифном руководстве.

В пункте 1.4 Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 19.01.2000 N 2Ц, предусмотрено, что оформленная грузоотправителем в соответствии с Правилами накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Указанные обществом основания для изменения заключенных договоров перевозки грузов не соответствуют статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали. Принятые по делу судебные акты следует отменить, исковые требования - отклонить.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе по апелляционной и кассационной жалобам, относятся на истца - общество.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2004 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2368/2004-С1-17 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с ООО “ТК Арголис Т“ в пользу ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ 9486 рублей 37 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.

Прекратить взыскание по отмененным судебным актам.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.